Специфика понятия

Понятие «деятельность» имеет широкую сферу применения и функционирует в семантическом пространстве, где легко осуществляется взаимопереход между данным понятием и такими понятиями, как «труд», «работа», «общение», «игра», «познание». Поэтому прежде всего требуется провести анализ некоторых из перечисленных терминов.

В понятии «труд» на первый план выступает социально-экономический аспект. Труд определяется как целесообразная человеческая деятельность, в процессе которой человек при помощи специальных средств (орудий) воздействует на природу и использует ее для создания стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Поскольку производительный труд понимается как деятельность, результаты которой измеряются с позиций категории стоимости и производятся для обмена, постольку к сущностным характеристикам этой деятельности относятся социальные условия её осуществления. В понятии «работа» на первом плане находится энергетический аспект. Термодинамическое понятие работы, являющееся обобщением механического, подразумевает изменение состояния системы и внешних по отношению к ней тел за счет передачи последним внутренней энергии системы. Соответственно, в социально-экономическом смысле рабочая сила трактуется как способность к труду, трудовому усилию, как энергетический потенциал, которым располагает человек и который расходуется им в течение какого-то времени для производства жизненных благ. Для обеих категорий существуют два варианта употребления: субстантивно-результативный и предикативно-процессуальный. Под понятием «деятельность», которое используется при определении вышеназванных понятий в качестве родового, чаще всего понимается специфически человеческая форма активности, характеризующаяся целенаправленностью и субъект-объектной структурой.

В советской психологии (в первую очередь в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева) создана специальная теория деятельности. В ней деятельность рассматривается как особого рода активность, в результате которой порождается сознание и которая в свою очередь сознанием регулируется.

Как категория деятельности, так и психологическая теория деятельности на многие годы стали центром сосредоточения усилий разных исследователей. В последнее время явно обозначилась тенденция к проведению сопоставительного анализа предложенных точек зрения, разработанных подходов и к созданию на этой основе новой психологической концепции. В этом смысле большой интерес представляет монография Г. В. Суходольского «Основы психологической теории деятельности». В качестве критерия для описания многообразия деятельностей автор предлагает базис из четырех подпространств: морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии. Соответственно разграничиваются и группы признаков, характеризующих деятельность. К морфологическим автор относит составные, структурные, объектные, субъектные, средовые, предметные, орудийные и другие; к аксиологическим — ценностные, потребностные, мотивационные, целевые, оценочные и тому подобные; к праксиологическим — фило-, онто- и актуально-генетические, пространственно-временные, ресурсные, исполнительские и так далее; к онтологическим — сущностные, когнитивные, качественные, количественные, индивидуальные, социальные и другие признаки.

Для решения задач проектирования деятельности, конечно, очень важно располагать общим планом ее строения, функционирования, развития и взаимодействия с окружающей средой, т. е. системно-упорядоченным описанием деятельности. Но когда деятельность рассматривается прежде всего в своих генеративно-порождающих функциях, как это имеет место в образовательно-воспитательной сфере, на первый по значимости план перемещается задача анализа ее составляющих, которые сами видами деятельности не являются, а обнаруживаются на ином онтологическом уровне — на уровне психических процессов.

Связь с другими понятиями

При разграничении признаков, характеризующих человека в целом, к числу компонентов, раскрывающих его структуру, относятся когнитивные, эмотивные, конативные и креативные процессы. Остановимся на их характеристике несколько более подробно.

При анализе когнитивных процессов принципиально важно учесть прежде всего то, что они протекают на нескольких иерархических уровнях, из которых выделим три: сенсорно-перцептивный, вербально-репрезентативный и понятийный. Посредством когнитивных процессов осуществляется отображение в сознании субъекта свойств противостоящей ему действительности. Но на каждом уровне это отображение специфично, так же как специфичны и его результаты. Именно на основе анализа свойств продуктов познавательного отражения мы можем судить о характеристиках самих процессов отображения. Все бесконечное многообразие явлений окружающего мира так или иначе может становиться предметом познавательной деятельности любого человека, обусловливая ее содержательную сторону. Продукты субъект-объектного взаимодействия, поскольку они получают отражение в сознании и конституируют его, можно разделить на две категории: операнды и операторы. Если операнды представляют собой форму симультанно-фигуративного воспроизведения в сознании явлений объективного мира, то операторам соответствуют различные способы их преобразований. Другими словами операторы — это то, что преобразует одни операнды в другие. Разграничение уровней когнитивных процессов наиболее компактно можно описать через разграничение типов операторов, участвующих в конституировании каждого из указанных уровней.

В качестве примера раскрытия специфических закономерностей построения образа на сенсорно-перцептивном уровне могут быть указаны исследования, проведенные в гештальтпсихологии. Понятие гештальта сформировалось при изучении сенсорных процессов, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов способ их структурирования (так, мелодия, исполненная в разных тональностях, в разной аранжировке или на различных инструментах, вызывает, очевидно, различные ощущения, но при этом узнается как одна и та же). Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к изучению восприятия. Это позволило установить ряд важных свойств восприятия как собственно психического процесса: константность, структурность, зависимость фигуры от фона. Были выделены закономерности построения образа: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия; тенденция каждого психического образа принимать более отчетливую, определенную, завершенную форму (закон прегнантности) и др.

Среди закономерностей функционирования вербально-репрезентативного уровня наибольшую известность имеют законы ассоциаций по сходству, контрасту, смежности во времени и пространстве, причинности. В качестве факторов закрепления ассоциаций чаще всего указывают живость (яркость, значимость, актуализированность) ассоциируемых элементов и частоту повторения ассоциаций в опыте. Процессуальная сторона функционирования когнитивных операций на понятийном уровне в наиболее общем виде описывается законами диалектической и формальной логики.

Эмоции это психические формы отображения процесса удовлетворения актуальной потребности либо процесса переживания дефицита, отсутствия объекта, способного удовлетворить данную потребность. Психические новообразования при их развитии, сохранении, поддержании их функционирования могут выступать источником возникновения новых потребностей. Поэтому сфера эмоций, их спектр расширяется как за счет формирования новых потребностей, так и за счет появления новых объектов, способных удовлетворить ту или иную потребность, что, очевидно, взаимно обусловлено. При этом постоянно актуализируется, с одной стороны, проблема вычленения эмоций, эмотивных процессов в структуре психической организации человека, а с другой — проблема создания систематизированных обзоров круга эмоциональных явлений, их классификации.

В литературе описано большое количество подходов к определению эмоций и вариантов их классификации. Они хотя и различаются по многим принципиальным моментам, но в то же время позволяют составить общее представление об эмотивных процессах в целом. Так, например, согласно К. Изарду, человек может быть описан как сложная констелляция шести сфер: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и сферы влечений. Каждая из них имеет определенную степень автономности, но все они взаимосвязаны. Гомеостатическая сфера представляет собой сеть физиологических систем, функционирующих без участия сознания и обеспечивающих целостность человеческого организма. Основными ее составляющими являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, которые, взаимодействуя со сферой эмоций, влияют на поведение человека. Гомеостатические механизмы рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциям; такие регуляторы метаболизма, как гормоны, важны для возникновения и осуществления эмоций. Сфера влечений, сигнализирующая о соответствующих дефицитах, основана на тканевых изменениях и представляет собой психическую форму отображения информации о потребностях тела. Наиболее общие побуждения — голод, жажда, удушье, сексуальная неудовлетворенность, дискомфорт, боль. Указанные шесть сфер создают четыре основных типа мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивные состояния и аффективно-когнитивные структуры. Кроме того, Изард выделяет десять видов фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, страдание, ярость, отвращение, презрение, страх, застенчивость, раскаяние.

С точки зрения В. Ф. Сержантова (1990), основные виталъные функции и соответственно фундаментальные потребности человека могут быть сведены к следующим четырем классам:

1) индивидуально-органические (например, метаболические, двигательные);

2) родовые (сексуальная потребность, родительский инстинкт);

3) когнитивно-праксиологические   (познание  и  деятельность) ;

4) социабельные (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости).

По мнению Е. Б. Элеменкиной, ( Элеменкина Е. Б. Место и роль потребностей в структуре личности: Методологический анализ.— Автореф. канд. дис... — Саратов, 1990) в совокупности потребностей человека можно выделить две основные группы: потребности, удовлетворение которых непосредственно способствует сохранению и развитию человека, и потребности, связанные с: необходимостью нахождения средств для удовлетворения первой группы потребностей через выход за границы непосредственного взаимодействия субъекта и объекта и превращение этого взаимодействия в активное преобразование внешнего мира. Иначе говоря, система потребностей образуется взаимодействием потребностей в потреблении и потребностей в деятельности. К базовым автор относит потребности в самосохранении,. самопознании, саморазвитии и самоутверждении.

В конативных процессах психическое отражение получают усилия человека, направленные на достижение или сохранение тех или иных психических состояний,  характеризующихся определенной упорядоченностью (субординацией и координацией) когнитивных и эмотивных процессов и выражающихся в определенной двигательной активности. Будучи сложной, но не сводимой к ним констелляцией когнитивных и эмотивных процессов, конативные процессы чаще всего описываются через их внутреннюю структуру (совокупность стадий, этапов) и динамику (последовательность смены состояний): осознание цели; построение образа потребного, ценностно окрашенного будущего; соподчинение эмоций, соотнесенных с объектами, на фоне которых формулируется цель; формирование установки; реализация решения. Фазовая динамика конативных процессов находит отражение и в наименовании соответствующих состояний: эмфазия (вдохновение), воодушевление, подъем, мобилизация, врабатывание, готовность (установка), активизация, гиперпрозекция (повышенное внимание), усталость, утомление, прострация, разрешение, различная комбинация которых характеризует реализацию активности на отдельных ее интервалах.

Любые виды человеческой деятельности оказываются возможными лишь постольку, поскольку они обеспечены соответствующими структурами психической регуляции. Субъективный аспект возникновения этих структур связан с креативными процессами, свойства которых проявляются в таких характеристиках деятельности, как оригинальность, изобретательность. конструктивность, гибкость. Все ранее рассмотренные типы психических процессов нередко именуются способностями: когнитивными, эмотивными, конативными. Креативные процессь идут по всем названным направлениям, представляя одновременно их особый ракурс. Известный советский психолог Б. М Теплов выделил три основных признака способностей как особой психической реальности.

1. Они отличают одного человека от другого, т. е. имеют дифференциально-психологический смысл.

2. Они проявляются в успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

3. Они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

В англоязычной литературе при обсуждении проблемы способностей употребляются три термина: capacity — врожденные особенности, предопределяющие все будущие достижения, ability — приобретенные навыки и умения и aptitude — природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения.

В отечественной психологии принято разграничивать общие способности, обеспечивающие овладение различными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, и специальные, которые классифицируются по видам соответствующей деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). Поскольку какие-либо общепринятые представления относительно совокупности операций (факторов), определяющих течение креативных процессов, отсутствуют, приведем в качестве примера перечень показателей, учитываемых в конкретной методике измерения общих способностей — тесте Амтхауэра. В него входят следующие субтесты-показатели, демонстрирующие  интегративно-психологическую природу креативных процессов:

1) общая осведомленность;

2) классификация понятий;

3) установление аналогий;

4) подведение двух понятий под общую категорию;

5) умение решать простые арифметические задачи;

6) умение находить числовые закономерности;

7) умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;

8) умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;

9) заучивание слов.

Согласно В. А. Кан-Калику (Кан-Калик В. А. Грамматика общения.— Грозный, 1988), педагогическое творчество реализуется в процессе и за счет взаимодействия двух подсистем: логико-педагогической и эмоционально-творческой. Первая включает в себя специальные и психолого-педагогические знания, педагогическое мышление, умения и навыки в решении педагогических задач, вторая — психофизиологические данные, самочувствие, умение управлять психическими  состояниями, способность к импровизации, интуицию.

В целом, подводя итоги проведенному анализу, мы можем сказать, что деятельность есть специфически человеческая форма активности, проявляющейся во внешнем и внутреннем по отношению к субъекту этой деятельности планах. Важнейшими типами реализации деятельности во внешнем плане является труд (орудийно оснащенная деятельность), общение (знаково опосредствованная деятельность), поведение. Из видов деятельности для педагогики наибольший интерес представляет учение и профессионально-педагогическая деятельность и ее разновидности: обучение и воспитание. Важнейшими компонентами, участвующими в построении деятельности на уровне психических процессов, являются когнитивные, эмотивные, конативные и креативные.

Структурные компоненты деятельности

Наиболее адекватной единицей описания структуры педагогической деятельности является задача (Е. И. Машбиц, 1988). Все обучающие воздействия следует подразделить на основные и вспомогательные, отнеся к первой категории: а) изложение учебного материала и б) учебные задачи, а ко второй: а) подзадачи, которые обучающий ставит, когда учащийся не может справиться с основной задачей, б) вопросы и указания, в) показ обучаемому этапа решения учебной задачи или воспроизведение фрагмента учебной деятельности. Сама учебная задача при этом характеризуется следующими параметрами: способ предъявления (явно или имплицитно); ориентация (на понимание, предметная, на рефлексию); тип активности, преимущественно требующейся для решения (мыслительная, мнемическая, перцептивная, имажинативная); направленность (на репродуктивную или творческую деятельность). Множество задач, которые приходится решать педагогу в процессе обучения, разбивается на несколько подмножеств.

1. Построение модели учащегося. Исходными условиями являются учебные цели и последовательность основных обучающих воздействий, а также уровень обученности учащегося, на основании чего выдвигается гипотеза об обучении конкретного учащегося.

2. Определение основных этапов учебной деятельности. Исходными условиями являются определенное понимание сути процесса усвоения способа действия, а также знание средств управления этим процессом.

3. Выбор обучающих воздействий. Исходными условиями являются модели обучаемого и учебной деятельности, на основе которых строится план обучения и соответствующий эталон.

Hosted by uCoz