Сущность аксиологического подхода
Сравнение успехов в образовании в различных странах
показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих
странах, а также степени ее врастания в педагогическую теорию и практику.
Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились
под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы
Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребелем,
И. Ф. Гербартом, А. Дистервегом, Дж. Дьюи и другими классиками
педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в
течение XIX–XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее
неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования,
формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и
школьной жизни.
Отечественная педагогика первой
половины XX века имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время
утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. В основу способов
построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления
знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система
преподавания. Начиная с 60-х годов отечественная культура обогатилась идеями
диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой
точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на
человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются
важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую
очередь разработки гуманистической философии образования, выступающей в
качестве методологии педагогики.
Ф.Фребель (1782–1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного
воспитания, разработал идею детсада и основы методики работы в нем.
И.Ф.Гербарт (1776–1841) — немецкий философ-идеалист, психолог
и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX века. Выдвинул концепцию
четырёх ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод).
Исходя из этого, методологию
педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о
педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих
гуманистическую сущность философии образования.
Однако, как известно, научное
познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к
истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой
связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности
человека определяется направленностью активности личности на осмысление,
признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей,
составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и
познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход,
выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с
одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей
удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации
общества.
Смысл аксиологического подхода
может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым
относятся:
равноправие философских взглядов в рамках единой
гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и
этнических особенностей;
равнозначность традиций и творчества, признание
необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного
открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между
традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное
равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях
ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Согласно этой методологии, одна
из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе
и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и
творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую
значимость, так как является основным средством развития гуманистической
сущности человека.
Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
Аксиологический подход органически присущ гуманистической
педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность
общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся
более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться
как основа новой философии образования и соответственно методологии современной
педагогики.
В центре аксиологического
мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она
утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться
видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует
каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно
говоря,— «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным
звеньям системы ценностей.
Гуманистически ориентированная
философия образования — это стратегическая программа качествейного
обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка
позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых
концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея
гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности
образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых
квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и
профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность
образования меняет привычные представления о его цели как формировании
«систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели
образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в
искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и
идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний
оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не
стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом
дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена
нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия
направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни,
учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать
жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от
содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и
экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего
человечества.
Идея гуманизации образования,
являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет
широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как
от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо
тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная
система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил
человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств,
которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена
на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности
сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально
закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация
обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования,
которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение
мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Реализация тех или иных
ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип
характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е.
стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом
сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека.
Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При
таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо
не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа
аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и
способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков
первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты,
решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную
динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них,
адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек
должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать
на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Подытоживая сказанное, можно
выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
•развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих
человеку преодолевать жизненные препятствия;
•формирование характера и моральной ответственности в
ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
•обеспечение возможностей для личностного и
профессионального роста и для осуществления самореализации;
•овладение средствами, необходимыми для достижения
интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
•создание условий для саморазвития творческой
индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Образование выступает средством
трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к
условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к
неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать
собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых
выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций
образования, является его общая направленность на гармоничное развитие
личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При
этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение
гуманистической цели образования.
Гуманистическая цель
образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только
новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие
знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное
отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических
чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Реализация
культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки
и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы
преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни. Для
разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и
воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии
образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и
формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой
индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном
личностном росте педагога и учащихся.
Реализация
культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает
неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный,
интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность
обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого
процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого
развития выступают показателями гуманизации общества и личности.