Политология

Автор: В.В. Огнева, доктор политических наук, профессор ОРАГС

 

Глоссарий

Тестирование

 

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Постсоветское пространство — социально-политическая среда, возникшая на территории Советского Союза после его распада. Постсоветское пространство возникло в декабре 1991 г. В Минске 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о создании межгосударственного объединения — Содружества Независимых Государств (СНГ), констатировав, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование. К Соглашению 21 дек. 1991 г. присоединились бывшие советские республики: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Совместно с Белоруссией, Россией и Украиной они подписали в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 г. был принят Устав СНГ, который определил сферы совместной деятельности государств-членов, в том числе сотрудничество в формировании общего экономического пространства. Так на территории бывшей сверхдержавы — Советского Союза, занимавшей площадь 22,4 млн кв. км, где проживало свыше320 млн чел., разместились государства нового Содружества и три ранее вышедшие из состава СССР Прибалтийские республики: Латвия, Литва и Эстония. В политический лексикон вошли термины “постсоветский период, “постсоветские государства”, “пост-советское пространство” и т. п.

Территориальное пространство СССР было единым и всеобъемлющим. Оно перестало быть таковым, и усилия СНГ направлены на то, чтобы воссоздать его, но в новых формах, то есть в условиях существования разделенных территорий, попавших под юриспруденцию 12 суверенных государств. Решение такой задачи оказалось непосильным делом, тем более что процессы суверенизации некогда “братских” республик далеко не всегда соответствуют букве и духу совместных договоров и соглашений; как двусторонних, так и многосторонних. В документах СНГ и возникших в его рамках “двойки” (Союза Республики Беларусь и Российской Федерации), “четверки” (Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России), других объединений упоминаются цели и задачи нового общего пространства: экономического, социального, таможенного, оборонного, транспортного, гуманитарного, информационного и др.

Поскольку нынешнее состояние постсоветского пространства породила дезинтеграция бывших союзных республик СССР, то воссоздание его в новых формах возможно лишь на путях реинтеграции. На деле, однако, независимые страны на территории СНГ, если и склонны к обсуждению евразийских моделей коллективной модернизации, не идут на интеграцию политическую (кроме ясно выраженной воли Белоруссии), опасаясь, что это приведет к ущемлению их суверенитета.

Стремление иметь общее пространство Содружества, извлекая из этого значительные выгоды и преимущества финансового, экономического, торгового, оборонного, научно-технического, инвестиционного и иного характера, без развития адекватных форм политической интеграции заводит членов СНГ в тупик. В этом одна из главных причин того, что, несмотря на подписанные многие сотни совместных документов, они реализуются крайне медленно, не в полном объеме либо вообще остаются на бумаге.

Наряду с субъективными причинами такого положения, коренящимися в нежелании правящих элит стран СНГ рисковать столь легко достигнутой, фактически подаренной политической свободой, существуют и. серьезные объективные обстоятельства, затрудняющие создание общего постсоветского пространства. Во-первых, в Западной Европе на то, чтобы создать единые наднациональные рабочие органы, включая Евросовет, Европарламент, Европейский Суд, ушло свыше 40 лет Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) был подписан в Риме в 1957.

Во-вторых, 19 стран ЕС отвечают (в большей или меньшей степени) единым европейским стандартам в области демократии (в том числе прав и свобод человека); уровня промышленного, сельскохозяйственного., научно-технического развития; в сфере правового регулирования общественной жизни, рыночных отношений и т. п.

.В-третьих, большинство этих стран — члены НАТО и единых европейских межгосударственных объединений (ЕС, ОВСЕ, ЗЕС); их объединяют европейская история, культура, христианская религия и др. В странах СНГ положение, как известно, иное. На путях к общему постсоветскому пространству вполне возможны и необходимы согласованные меры заинтересованных государств в области интеграции с учетом ряда факторов. Среди них:

а) достигнутый уровень экономического развития, размер ВНП на душу населения;

б) состояние ресурсной базы и наличие квалифицированных научных и производственных кадров;

в) продвинутость реформ, реальное состояние рыночного хозяйства;

г) степень фактического участия в совместных проектах СНГ, заинтересованность в их осуществлении по линии Межгосударственного экономического комитета (МЭК), платежного союза и других; в функционировании политических структур Содружества, в том числе Межпарламентской ассамблеи (с центром в Санкт-Петербурге).

При таком подходе экономическая и политическая интеграция стран — членов СНГ на сложившемся постсоветском пространстве могла быть ускорена, а соразвитие шло бы разновременно, по мере реальной готовности тех или иных стран к объединению в различных формах; неодинаковыми темпами и по тем конкретным векторам, которые являются более предпочтительными для отдельных государств.

Постсоветское пространство должно оцениваться и в связи со сложившейся ситуацией в бывшей Советской Прибалтике. Ныне здесь активно культивируются антирусские настроения, не соблюдаются законные права и свободы тысяч людей, объявленных “негражданами”. Прибалтийские государства добиваются их принятия в состав НАТО, что создает серьезную угрозу для безопасности России и коллективной безопасности СНГ.

Таким образом, постсоветское пространство является неоднородным и весьма противоречивым. Его реальное состояние не может удовлетворить ни Россию, ни другие страны СНГ. В последнее время становится все более очевидным, что назрели решительные меры по совершенствованию структур и механизмов Содружества, приданию ему большей динамики и эффективности. Потенциал, заложенный в СНГ, должен быть в полной мере использован на благо его народов, повышение роли, и авторитета Содружества в мировом сообществе.

 

Hosted by uCoz