Политология

Автор: В.В. Огнева, доктор политических наук, профессор ОРАГС

 

Глоссарий

Тестирование

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Политическая эмиграция — вынужденное или добровольное переселение из какой-либо страны в другую по политическим мотивам. Проблемы политической эмиграции неразрывно связаны с обеспечением прав человека, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах. К сожалению, именно нарушение прав и свобод человека является одной из основных причин политической эмиграции. В качестве причин политической эмиграции могут выступать также ущемление или игнорирование прав политических меньшинств, политическая нестабильность, ощущение угрозы личной безопасности, преследование за политические взгляды, убеждения и др.

Преследования по политическим мотивам выражаются, в частности, в дискриминации по признаку национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, а также в иных формах притеснений. Как свидетельствует мировой опыт, явление политической эмиграции наиболее характерно для стран с тоталитарными и авторитарными политическими режимами.

Признаками этих режимов являются:

q       монополия на политические и другие виды власти;

q       регламентация всех сторон обществ, жизни; бесправное положение личности; наличие господствующей (официальной) идеологии.

Тоталитаризм предполагает контроль над всеми средствами массовой информации; авторитаризм дозирует плюрализм мнений в СМИ, ограничивает деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и др. В этих условиях может сформироваться движение диссидентов (инакомыслящих), костяк которого составляют главным образом научная, творческая интеллигенция, прогрессивно мыслящая часть общества.

Политическая эмиграция характеризуется специфическими формами, масштабами, особой ролью в социокультурной динамике общества. Она может быть добровольной (в результате самостоятельно принятого решения) и принудительной (вследствие различного рода политических решений, например, о депортации, лишении гражданства и др. в отношении определенных социальных групп или отдельных личностей). В недемократических государствах добровольная политическая эмиграция носит ограниченный характер.

Тоталитарные и авторитарные государства рассматривают политических эмигрантов как предателей, преступников, изменников родины, врагов своего отечества. Вот почему с инакомыслящими расправляются, как правило, репрессивными методами (ссылки, высылки, тюремные заключения и т. п.).

Новейшая история полна беспрецедентных примеров произвола против инакомыслящих со стороны Сталина, Пиночета, Пол Пота и т. п. Эти репрессии осуществлялись не только по идейно-политическим, социально-классовым признакам. Они коснулись и целых народов. Например, результатом репрессивной политики Сталина стало принудительное выселение и переселение сотен тысяч людей различных национальностей, массовое уничтожение интеллигенции, перекройка границ национально-государственных образований, ликвидация национальных автономий.

Преодоление последствий подобного рода политических репрессий требует времени, учета политических, социально-экономических, исторических реальностей.

Процесс политической эмиграции носит волнообразный характер. В периоды стабильного политического развития наблюдаются единичные случаи политической эмиграции; в условиях же вооруженных репрессий и бесчинств она становится массовым явлением.

Политические эмигранты находятся под защитой международного права. На основании Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 года, лица, пересекшие международнопризнанную границу, пребывающие на территорию другого государства, имеют право обращения в соответствии с процедурами, предусмотренными национальным законодательством, с ходатайством о предоставлении убежища в национальные органы или представительства ООН, Основания предоставления политического убежища устанавливаются внутренним законодательством принимающего государства. Международное право предусматривает, что убежище не может быть предоставлено лицам, совершившим преступление против мира и человечности, военным преступникам. Ограничения права на выезд могут быть связаны также с предусмотренными законом нормами, касающимися государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 12).

За исключением этих изъятий государство, предоставившее убежище, вправе не выдавать эмигранта государству бывшего проживания. В то же время государство приема не должно допускать совершения лицом, получившим убежище, противоправных .действий против государства, которое оно покинуло.

Право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться обратно зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах (от. 12.). В нем прописана и такая норма, согласно которой “иностранец, законно находящийся на территории к.-л. из участвующих в Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и имеет право на предоставление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью, или лицом, или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами (ст. 13).

Последствия политической эмиграции носят весьма неординарный характер как для самих эмигрантов, так и для государств их происхождения. Сложно идет процесс адаптации, а тем более интеграции данной категории лиц в новую социокультурную среду. Это обусловлено, в частности, психологическим дискомфортом, языковым барьером, неустроенностью быта и пр. Часть эмигрантов вынуждена менять сферу своей профессиональной деятельности. Им требуется немало времени, чтобы накопить новый социальный опыт в стране нового места жительства. Учитывая, что в составе политических эмигрантов немало людей высокообразованных, государство-донор ощущает отрицательный эффект: для него это невосполнимая “утечка умов”, независимо от того, будут ли его бывшие граждане работать в других странах по своей специальности или нет.

В то же время политическая эмиграция оказывает позитивное влияние на духовное развитие общества, переоценку нравственных и духовных ценностей, утверждение прогрессивной идеологии, признающей плюрализм мнений, уважающей точку зрения меньшинства. Вероятность возвращения политических эмигрантов на родину зависит от многих условий и факторов: желания самих эмигрантов: состояния общественно-политической обстановки в стране; возможности восстановления в своих гражданских и политических правах.

 

Hosted by uCoz