Политология

Автор: В.В. Огнева, доктор политических наук, профессор ОРАГС

 

Глоссарий

Тестирование

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР, ЕГО ЛЕГИТИМНЫЕ ОСНОВЫ

В юридической, социальной философии и вообще в социальных науках термин “договор” используется в самых разных значениях. Наиболее распространено определение договора как соглашения субъектов политики, заключающего в себе фиксированный набор соответствующих обязательств сторон, несоблюдение которых влечет за собой не только расторжение соответствующего соглашения, но и возможность введения иных правовых, силовых и др. санкций и ограничений в отношении нарушителя договора.

Договор как средство регулирования политических и социальных отношений в рамках политических сообществ был известен в обществах глубокой древности. При этом форма соглашения, содержащего значимые для того или иного сообщества обязательства, фиксировавшего основополагающие нормы поведения и социальных отношений, могла принимать сакрализованный характер, иметь вид международного договора и т. д.

Приверженность соблюдению заключенных соглашений и договоров, в отд. случаях даже “священность” договорных обязательств, на протяжении человеческой истории были присущи самым разным культурам и цивилизациям, народам и государствам, что позволяет констатировать универсальность значения данного начала в истории человеческой цивилизации. Договор играл весьма заметную роль в общественно-политической жизни древнеримских и древнегреческих полисов и протофедеративных межгосударственных союзов и образований (Афинский морской союз, Беотийский союз, Ахейский союз, Римско-Италийский союз и др.).

Однако наиболее прочно договор и договорное начало вошли в жизнь европейского общества уже в период средневековья. Само феодальное государство (любое из европейских государств, а также раннефеодальные империи — Каролингов, Священная Римская империя и др.) по форме представляло собой сложную систему договорных связей между субъектами разных статусов и рангов. С помощью соответствующих договоров регламентировались отношения вассалитета, фиксировались обязательства субъектов феодального права (монархов, представителей феодальной аристократии, рыцарства, духовенства, городов) в отношении друг друга, закреплялись соответствующие торговые и политические права и привилегии. Не случайно в этой связи, что возникновение теории о “договорном” происхождении власти оказалось возможным на заре нового времени именно в Европе.

Теория “общественного договора”, возникшая и утвердившаяся в общественно-политической мысли Западной Европы в 17—начале 18 вв., стала следующим шагом в развитии договорного начала. Конкретные интерпретации ее (предложенные Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др.) существенно отличались друг от друга. Однако основная идея состояла в том, что государственная власть вытекает из добровольного и свободного волеизъявления граждан, носит подчиненный характер по отношению к этой воле, выраженной тем или иным способом, и состоит в праве издавать законы и добиваться их исполнения всеми субъектами социально-политического процесса, мобилизуя для этого необходимые ресурсы того или иного политического сообщества.

Теория “общественного договора” напрямую связана с теориями “естественного права”. Если смысл доктрины естественного права в классическом либерализме раскрывался через признание и защиту автономии отдельной человеческой личности, члена гражданского общества, то “общественный договор” представлял собой ту основу, на которой можно было достигнуть социального порядка, способного обеспечить гражданские и политические права индивида. Идея договора, априорно рассматриваемого в качестве абсолютного идеала всех типов социально-политического взаимодействия и политической организации, выступает своего рода камертоном либеральной традиции общественно-политической мысли. Общественный договор из средства решения проблем социального порядка, легитимации системы властных отношений, политического устройства государства превратился в универсальное средство истолкования самого широкого круга общественных коллизий и проблем.

Понятие “договор” настолько прочно вошло в арсенал общественно-политической мысли, что стало основой своего рода политической мифологии, затрагивающей те или иные стороны жизни политического сообщества.

Помимо универсального значения договорного начала в социально-политической жизни огромное значение для нормального функционирования любого политического сообщества имеет аспект международно-правового регулирования, немыслимого без международных договоров, играющих решающую роль в регулировании межгосударственных и всей системы международных отношений. Подобные договоры в форме устных соглашений вождей и старейшин племен время от времени заключались в доисторический период для предотвращения или фиксации, итогов межплеменных столкновений.

Международные договоры как письменные международно-правовые акты появились в ранних государственных образованиях древнего Междуречья около пяти тысяч лет назад с возникновением в них письменности. К числу первых международных договоров относятся соглашения между древнейшими городами-государствами Месопотамии — Шумером, Эблой, Аккадом, Лагашем и др., между Хеттским царством и Египтом и т. п.

Договоры регламентировали решение самых разных вопросов межгосударственных отношений — о мире или перемирии, союзе и военной помощи, торговле, праваx иностранцев, реставрации и охране культовых сооружений, арбитраже и т. д. Тем не менее в основном договором охватывался сравнительно узкий круг международных отношений, главным образом связанных с войнами, их подготовкой, завершением и урегулированием конфликтов.

Субъектами международных договоров в эпоху античности по-прежнему оставались государства и государственные образования, но наряду с ними— союзы государств и городов-государств (симмахии и т. д.), организации, носившие религиозный характер (греч. Амфиктионии и т д).

Заключение международных договоров наряду с правом объявления войны относилось к числу наиболее важных прерогатив и признаков суверенитета государств. Международные договоры или соглашения, заключенные лицом, не имеющим на это досгаточных полномочий, в условиях полисной демократии (в Древней Греции и Древнем Риме) требовали процедуры ратификации народным собранием или иным высшим государственным органом (например, в Риме — сенатом).

Основным способом обеспечения договора считалась религиозная клятва, брак между членами правящих династий (для монархических государств) либо поручительство третьих стран.

В средние века и новое время как следствие постепенного развития всех видов коммуникации (включая стремительное развитие мореплавания, расширение торговых обменов и т. п.) происходит увеличение числа международных договоров и отмечается появление их новых видов. Наряду с традиционными договорами о мире, союзе, дружбе и т.д. уже в 10–11 вв. по всей Европе начинают заключаться самостоятельные торговые договоры, несколько позже получают распространение международные договоры об арбитраже, консульские конвенции и др.

Образование мирового рынка и широкое развитие международной торговли в 17–19 вв. привели к необходимости соответствующей договорной регламентации вопросов транспорта, связи, путей сообщения. Получает развитие практика заключения специальных договоров, устанавливающих правовой режим важнейших морских проливов, каналов и рек (Константинопольская конвенция 1888 г. о режиме Суэцкого канала, акты Парижского 1856 г. конгресса о режиме Черноморских проливов, р. Дунай и т. п.). Международные договоры регламентируют пределы колониальной экспансии и определяют сферы влияния тех или иных стран (Заключительный акт Берлинской 1885 г. конференции о разделе Африки). Наконец, получает практическое воплощение мечта всех теоретиков международного права (во всяком случае со времен древней Греции) — посредством многосторонних договоров предпринимаются попытки модификации законов и обычаев войны и создания системы коллективной международной безопасности (Женевская конвенция 1864 г., Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. и др.).

По характеру соглашений все международные договоры нового и новейшего времени делятся на равноправные и неравноправные. По числу участников — на двусторонние и многосторонние. По сроку действия — на срочные и бессрочные. В период после окончания Второй мировой войны, с вступлением человечества в ядерный век международные договоры стали важнейшим инструментом урегулирования противоречий между различными странами или группами стран. Соответствующие двусторонние и коллективные соглашения создали основу для стабилизации ситуации на Европейском континенте и разрядки международной напряженности, способствовали прекращению гонки ядерных, химических и обычных вооружений, расширили возможности культурных обменов, гуманитарных контактов и т. д. Международный договор был окончательно признан в качестве основного источника международного права и поныне остается фундаментом всей сложной системы современных международных отношений

 

Hosted by uCoz