Политология

Автор: В.В. Огнева, доктор политических наук, профессор ОРАГС

 

Глоссарий

Тестирование

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ИХ ТИПОЛОГИЯ

Политические интересы — аккумулированное осознание и выражение потребности субъектов политики. Квинтэссенция политических интересов — политическая власть, которая выступает как способность определенной социальной группы проводить свою волю в политике.

Политические интересы можно типологизировать по следующим основаниям:

отношение к тенденции общественного развития (прогрессивные, регрессивные);

носитель (национальные, групповые, личностные и т. д.);

характер политических взглядов (левые, правые, центристские и т. п.);

характер политических режимов (демократические, авторитарные, тоталитарные);

субъектность — между государствами (межгосударственные.), между нациями (этнические), между конфессиями (религиозные) и др.;

орган, представляющий интерес (государственные, партийные, интересы общественных организаций);

масштабность (международные, региональные, локальные).

Политический интерес представляет собой единство объективного и субъективного, что существенным образом влияет на политическое поведение людей. Осознание политического интереса обусловлено динамично меняющейся социально-политической. ситуацией, расстановкой общественно-политических сил в обществе. Он выступает как средство, инструмент достижения политической цели. При этом политические интересы возникают, осмысливаются и осуществляются (3 этапа движения интереса) с целью изменения и преобразования наличных условий удовлетворения политических потребностей. Последние обычно предшествуют политическим интересам и порождают их (хотя они способны меняться местами в единой системе причин и следствий).

В политических процессах находят свое проявление разные по содержанию и уровню потребностей интересы: от личного участия в политике до геополитических рамок. Весьма велики роль и значение политических интересов в функционировании политических отношений. Благодаря им дифференцируются политические потребности различных слоев общества и его социальных институтов; политическая деятельность получает большую целеустремленность и остроту; кристаллизуются властные отношения; активнее идет процесс формирования и размежевания политических партий, сил и движений; четче разграничиваются функции общественных и государственных структур; более “прозрачными” становятся условия, пути, средства и методы, формы предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов, а в странах с многонациональным составом населения — межнациональных и межэтнических.

В связи с этим актуализируется необходимость формирования механизмов осуществления заслуживающих поддержки политических. потребностей и интересов в ходе политического процесса. В первую очередь это касается деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти, а также руководящих аппаратов политических партий. Эти институты занимают центральное место в реальных политических отношениях, складывающихся в обществе. Это наглядно проявляется, например, при подготовке и проведении общенациональных выборов, когда задействуются крупные экономические, социальные, демографические, идеологические и другие факторы. Их число и роль возрастают по мере увеличения количества субъектов и объектов политических отношений, а такой процесс по мере демократизации общества развивается.

В переходный период, переживаемый постсоветскими странами, наблюдается спонтанный рост числа новых партий, ассоциаций, движений, преследующих те или иные политические цели. В переходном обществе настоятельно необходимо, чтобы этот естественный процесс развивался в легитимном русле и шел (не по формальным признакам, а фактически) на пользу демократическому обновлению жизни. Для этого он должен отслеживаться на разных уровнях, соответственно тому, как функционируют политические отношения и изменяются содержание и формы проявления политических интересов

 

Hosted by uCoz