Политология

Автор: В.В. Огнева, доктор политических наук, профессор ОРАГС

 

Глоссарий

Тестирование

 

КОНФРОНТАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ, ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Конфронтация политическая (франц. confrontation — противоборство) — тип взаимоотношений между субъектами политики, основанный на противопоставлении их потребностей, интересов и действий. Взаимодействие субъектов в политической сфере осуществляется по поводу власти: ее достижения, удержания и перераспределения; использования в различных формах.

В основе этого взаимодействия лежат многообразные факторы; экономические и социальные, объективные и субъективные, внутренние и внешние, ввиду чего и его типы не могут быть однозначными. Условно их можно классифицировать как следующие политические отношения:

а) консенсуса, единства, солидарности;

б) компромисса, конкуренции, соперничества;

в) конфронтации, антагонизма, конфликтности.

Политическая конфронтация не определяется однозначно как негативный и нежелательный тип взаимоотношений политических субъектов, прежде всего тех из них, которые составляют основные политические институты общества. Речь идет о государстве с его законодательными, исполнительными и судебными ветвями власти; о политических партиях, составляющих определенные одно-, двух-, трех-и многопартийные системы; о вовлекаемых в политику общественных организациях, силах и движениях (группы интересов, движения гражданского неповиновения и др.).

Если политическая конфронтация имеет место в странах с авторитарными и тоталитарными режимами и выражает собой антагонизм между демократическими прогрессивными кругами общества, оппозиции с одной стороны, и реакционной правящей элитой—с другой, то такого рода политическая конфронтация способствует расшатыванию основ антинародной власти и в конечном счете ее свержению. Следовательно, политическая конфронтация в данном случае исторически неизбежна, оправдана, выражает объективные тенденции поступательного развития общества.

В демократических странах содержание и формы конфронтационности политических сил носят более сложный характер, подчас не поддающийся строгой и точной идентификации. В значительной мере это связано с тем, какой соци-ально-политической ориентации придерживаются находящиеся во враждебном отношении к властям те или иные оппозиционные силы. Кроме того, важно иметь в виду, что представляет собой конкретный объект конфронтационной борьбы. Политическая конфронтация в зависимости от данных обстоятельств варьируется в весьма широких пределах.

Особенно острые формы она приобретает, когда с демократической властью сталкиваются политические интересы радикальных и экстремистских партий, других общественных организаций, сил и движений, включая националистические, шовинистические, а также религиозные, стоящие на фундаменталистских позициях.

Опыт многих демократических стран, в том числе западно-европейских, показывает, что на этой почве возникают политические конфликты и кризисы, имеющие подчас серьезные социальные последствия. Например, в первые послевоенные годы в Италии и Франции разражались перманентные правительственные кризисы, вызванные неумеренными требованиями леворадикальной оппозиции. Что касается объектов, вокруг которых разворачивается политическая конфронтация, то их диапазон во многом обусловлен историческими рамками и содержанием этапов политического развития общества.

Когда идет борьба за овладение властью, политические субъекты нередко используют любые средства и методы, чтобы опорочить, дискредитировать своих конкурентов, вплоть до всякого рода инсинуаций, шантажа, “войны компроматов” и т.п. На этом этапе политическая конфронтация ведется и в таких содержательных формах, как противопоставление различными политическими партиями другим контрагентам своих программ, стратегических установок, социальных обещаний.

После завоевания власти политическая конфронтация перемещается в новую объектную область—удержания власти. Конфронтация на этом этапе между противоборствующими кругами может проявляться в мирных, ненасильственных актах; в сочетании ненасилия с отдельными насильственными действиями; в инспирированных той или иной стороной вооруженных конфликтах или гражданской войне, как это произошло в США (1861–65 гг.), в России (1918–20 гг.) или в Испании (1936–39 гг.).

С наступлением этапа реального использования государственной власти политическая конфронтация осуществляется как в обычных рутинных формах борьбы в парламентах и вне их (особенно в период подготовки и проведения предвыборных, избирательных кампаний), так и в ходе острого и бескомпромиссного взаимного противопоставления ее субъектами своих мировоззренческих позиций и оценки политического курса внутри страны и на международной арене.

Политическая конфронтация. в отношении между государствами и их объектами, группировками (военно-политические блоки и союзы, торгово-экономические, кредитно-финансовые и другие альянсы) представляет собой относительно самостоятельную область региональной и мировой политики, а также политических исследований.

В новое и новейшее время политическая конфронтация на глобальном уровне и в рамках крупных регионов Земли разворачивалась по нескольких основным направлениям. Во первых, она принимала форму политической борьбы между государствами, нередко различавшимися многими качественными характеристиками: феодально-абсолютистские монархии и буржуазные республики, демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Во-вторых, начиная с 17 в. (первая колония Британии была основана в 1607 г. в Северной Америке) возникла и в течение трех с половиной столетий развивалась политическая конфронтация между западными метрополиями (британской, французской, бельгийской, испанской, португальской, итальянской и др.) и их колониальными владениями на всех континентах.

В-третьих, после Октябрьской революции 1917 г. в России и образования системы социализма после второй мировой войны 1939–45 гг. появилась разновидность политической конфронтации, в основе которой была классовая непримиримость, открытая политическая враждебность двух систем, лагерей и идеологий.

В-четвертых, после окончания “холодной войны”, в 90-е годы, на различных международных уровнях (Восток—Запад, Север—Юг, Юг—Юг) политическая конфронтация сохраняется, приобретая периодически эскалационный характер, например, в периоды опасных вооруженных конфликтов (на Ближнем Востоке, в СНГ, на Балканах и др.).

Общественно-политическая практика отдельных стран и мирового сообщества должна выработать определенные принципы и нормы взаимоотношений между политическими субъектами, которые бы призваны были урегулировать возникающие противоречия и конфликты, перевести политическую конфронтацию в русло компромиссной политики и консенсусной дипломатии. Это одна из сверхзадач человечества в 21 веке.

 

Hosted by uCoz