Содержание
Тема 2. Структура и функции политики
2.1. Форма, содержание и процесс политики
2.2. Полити (polity)-, полиси (policy)- и пилитикс (politics)
- исследования
2.3. Элементы и уровни политики
2.4. Функции политики
Тема 2. Структура и функции политики
2.1. Форма, содержание и процесс политики
Политика существует в различных ипостасях (формах) - в виде мышления,
речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе
выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее
широко распространенных препарирований (делений) политики - разграничение
в ней формы, содержания и процесса (отношений).
Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе
и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость,
стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов
(ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых
нормах.
Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые
она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный
характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных
социальных групп, организаций и индивидов.
2.2. Полити (polity)-, полиси (policy)- и пилитикс
(politics) - исследования
В английском языке, а также в американской и мировой политической и науке
в целом для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных
термина: "polity" ("полити", или "полития"),
"policy" ("полиси") и "politics" ("политике").
Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому
процессу. Полития означает политическую организацию того или иного общества,
государство в широком смысле этого слова, т. е. как совокупность всех
граждан страны, весь механизм осуществления власти. Иными словами, это
политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов
и норм.
Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий
власти, правительства, технологию принятия политических решений. Полиси
- исследования, как одно из направлений политической науки, стремятся
выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают
обязательные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и
благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти решения.
В широком значении понятие "полиси" относится не только к действиям
центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других
политических акторов: партий, профсоюзов и т.д.
Политикс - это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения
и разрешения в ней конфликтов, Политикс - анализ занимается субъектами,
претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения:
партиями, общественными организациями, средствами массовой информации
(СМИ), заинтересованными группами и т.д., а также конфликтующими интересами,
идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами
разрешения конфликтов. Полити (форма), полиси (содержание) и политике
(процесс) нeредко называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие
аспекты.
2.3. Элементы и уровни политики
Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве
ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:
1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные
ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;
2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических
партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
3) институты власти и борьбы за нее;
4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической
борьбы и сотрудничества.
Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в
качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы,
ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции,
образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык,
психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы,
права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения
власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и
т.д.
Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня
ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует
государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство
и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики
охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы
и т.п. Здесь, как ив государстве в целом, также обнаруживаются внутренние
явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация
коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ,
применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты
интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности
международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть
политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.
2.4. Функции политики
С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее
основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия
политики на общество. К ним относятся:
- поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной
социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
- разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов,
организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
- авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей
и благ;
- предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
- конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н.
Берки: "Политика предполагает: выявление смысла существования общности;
определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной
общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение
функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты
самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание
общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического),
способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между
всеми участниками данного сообщества".
Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач,
политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных
систем функций. Это - поддержание классового или социального господства;
защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению
государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости
и общего блага и др.
Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном
анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд
выделяет две основополагающие группы функций: функции "ввода"
- воздействия общества на политику - и функции "вывода" - влияния
политической системы на общество. К функциям "ввода" относятся:
политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике;
артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям "вывода"
- разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении
в общество, распространении на весьма различные социальные явления.
|