Содержание
Тема 20. Понятие политической культуры
20.1. Сущность политической культуры
20.2. Назначение и функции политической культуры
20.3. Структура политической культуры
Тема 20. Понятие политической культуры
20.1. Сущность политической культуры
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре,
описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель),
сам термин появился впервые много позже - в XVIII в. в трудах немецкого
философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических
явлений, сформировалась только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего
столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее
разработку внесли американские уче-ные Г. Алмонд, С. Верба, Л; Пай, У.
Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме,
французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального
анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему,
например," одинаковые по форме институты государственной власти в
разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же
внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании
символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных
явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать
мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины
множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные
для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры.
Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая
под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн"
Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие
политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем "новый
термин для старой идеи", обобщенно характеризующий субъективный контекст
властно-политических отношений.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных
требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно),
способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это
особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической
культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях
человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для
него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.
Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека
с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов,
политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные
черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям
под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая
культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого
поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической
власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные
формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности
демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы
и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются
творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод
и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными
и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского
поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития
политической культуры.
В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотиваций
поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают
политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать
в ней "логичным", "нелогичным" и "аналогичным"
элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных
и пассивные форм политического участия индивида.
Особой "ложностью отличается стиль массового политического поведения
граждан, поддерживаемый строением институтов власти;, т.е. политическая
культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы,
стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих
терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности
(флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать
общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.
Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться
значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает
противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства)
политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами
поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть
населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели
"социалистического строительства" в значительной мере внедрялись
под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не встроились
в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим
строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.
Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существенных противоречий
между официальной и реальной политической культурой, - всегда существуют
различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами
принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о
разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того,
там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой
жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей
руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает
в общественном сознании идеологию насилия, - там распадается ткань политической
культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают
место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские,
шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и
тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное
пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный
вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.
Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического
(потестарного) участия граждан в отношениях власти, основанного не на
рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает
круговая порука этноса, земляческая мифология, "единая кровь"
своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего
интереса" и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как "бесчинство
разнузданности" (С. Франк), служат источником классового и социального
эгоизма, способствуют распространению болезненных этнофобий и вспышек
насилия в обществе.
Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике
на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов
власти общепринятыми ценностями, следует признать, что политическая культура
способна сужать или же расширять зону своего реального существования.
Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим
все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам,
она способна оказывать влияние на формы организации политической власти,
строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
20.2. Назначение и функции политической культуры
Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека,
политическая культура характеризует его способность понимать специфику
своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии
с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность
при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура
может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека в
опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном
виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного
управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются
практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными
формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние
на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут
воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность
сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера
правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных
на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура
даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую
структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации
политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет
то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений)
чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим
невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности),
либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для
них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные
для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать
элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической
жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании
своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов
участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению
политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации
прав и свобод в конкретной политической системе;
- адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся
политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков
и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти
свои гражданские права, политические функции и интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность
сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения
целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов
власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов
и других средств информации и языка общения.
В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических
процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже
прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться
коммуникативная способность политических норм и традиций государственной
жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными
общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются
противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой
стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической
культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для
населения целях и ценностях.
20.3. Структура политической культуры
Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные
связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами
предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние
структуры политической культуры отображают технологию формирования политического
поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической
культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных
образований и т.д.
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека
на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою
индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности
органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности
защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый
уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно
политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает
отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам
и т.д.).
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые
представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется,
как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в
силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и
т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию
и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость.
А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет
характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов
политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности
к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ),
демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным
(население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат)
и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми
ценностных ориентации (и соответствующих форм поведения) на основе групповых
целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных
образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных)
различий в отношении к власти и государству; правящим партиям, в способах
политического участия и т.д.
В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут
обладать самые разные субкультуры (например религиозные субкультуры в
Северной Ирландии и Ливане или Этнические в Азербайджане). В целом же
наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает
субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями
специализированных функций по управлению политической системой.
В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются
способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан
(и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения
сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества,
а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать
авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место
во властной иерархии принадлежит им по праву.
|