Содержание
Тема 28. Роль выборов в демократической политической системе
28.1. Понятие выборов и их место в демократическом государстве
28.2. Функции выборов o условиях демократии
Тема 28. Роль выборов в демократической политической системе
28.1. Понятие выборов и их место в демократическом
государстве
Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой
способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по
определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической
воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными
полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях:
партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных
обществах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в
масштабах государства, всей политической системы.
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий
они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный
в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс
избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано
с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в
референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.
Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее
различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно
низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых
формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии
важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия
избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что
снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода
государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного
правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов,
войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.
В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная
форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника
власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти
интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право
участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и
для большинства граждан они являются единственной формой их реального
участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть:
сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность
перед народом, изменять политический курс и т.д.
Выборы - достаточно частое в политической и общественной жизни явление,
поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления:
парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы
субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре
года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые
два года - выборы в палату представителей - нижнюю палату конгресса. В
эти же сроки - раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается
одна треть членов верхней палаты конгресса - сената. На уровне штатов
регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные
прокуроры и другие должностные лица, на местном уровне - мэры, советники,
казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую
картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных
ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами
достаточно широкие возможности для проявления политической активности
и влияния на государственные и общественные дела.
28.2. Функции выборов o условиях демократии
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется
в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции
выборов:
- артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.
В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания
гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий
и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку,
депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы
к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания
и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах
интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются,
освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую,
пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие
депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только
руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии
г и Поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется | на свои
обязательства и запросы электората;
- контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший
институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция,
обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский
контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и
непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших
выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме
того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку
они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве
и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический
курс;
- интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.
Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести
к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном
регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью
выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной
политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая
в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству
авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;
- легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация
конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и
т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа
политической системы, аполитического режима, правил формирования органов
власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам,
правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать
неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися
доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не
приводит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации
политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий
политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют
предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар народного недовольства
и предохраняющему весь политический "котел" от перегрева и взрыва.
С помощью выборов легитимируется не только политическая' система в целом,
но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур
власти, признается их право руководить государством;
- расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами
власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно
встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы
в свои избирательных платформы. Выборы - важнейший канал обратных связей
между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит
характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение
доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки
или борьбы;
- канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного
мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить
противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить
реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета
общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих
отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы.
Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение
как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам,
поиску приемлемых для большинства решений;
- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных
задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости
принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая
пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие
слои населения и общественное мнение на важные для страны политические
действия;
- политическая социализация населения, развитие его политического сознания
и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно
интенсивно усваивают политические ценности, и нормы, приобретают политические
навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации
и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа,
концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и
альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно
включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий
и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени
отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает
их политическую ангажированность и активность;
- рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения
граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения
и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав
правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их
представителей;
- генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных
политических программ. Выборы - это своеобразное окно, открытое для упорядоченных,
институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность
различным политическим силам представить собственное видение общественных
проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск
оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических
ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления
неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических
платформ;
- конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению
функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает
выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность
к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические
силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям,
способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной
в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительства
в субъектах федерации, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному
руководству государством после прихода к власти.
Вышеназванные функций выборы выполняют лишь в том случае, если сами они
организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии,
неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное
назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство
основных общественных трупп в органах власти, а также сформировать эффективное
правительство.
|