Содержание
Тема 6. Ресурсы, процесс и виды власти
6.1. Понятие ресурсов власти
6.2. Типы ресурсов
6.3. Процесс властвования. Два "лица власти"
6.4. Виды власти
6.5. Особенности политической власти
6.6. Соотношение властей в обществе
Тема 6. Ресурсы, процесс и виды власти
6.1. Понятие ресурсов власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное
распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком,
так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют
собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния
на других".
Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференцировать
различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в
этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе
повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность
и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость,
привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта
ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также
материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.).
При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно
самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие
агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и
господства.
Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая
трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых
обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться
для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом
они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность
превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы
взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти,
хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти - ее субъект
и объект.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории
"социального обмена" (П. Блау и др.). Согласно этой теории,
в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов.
Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений
их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются
им.
6.2. Типы ресурсов
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения
различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций
ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные
и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные
блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть,
особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков,
но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения,
так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного
наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.
Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся
экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия
на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они
призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей,
обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена классификация
ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на
экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного
и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент,
техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы
- способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места
в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами.
Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе
с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают
и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание,
социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства
их получения и распространения: институты науки и образования, средства
массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист
Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим
ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах "знания,
в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности,
- подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования
власти". В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы
власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью.
Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно,
далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими,
социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости
культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире
проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы- это оружие, институты физического принуждения
и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют
армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными
атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид
ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти,
поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и
имущества - высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе,
особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми
видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы.
Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит
другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы),
солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель
знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность
выступает ресурсом власти лишь водном из своих многочисленных измерений
- будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек
- не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
6.3. Процесс властвования. Два "лица власти"
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает
реальностью ее процесс, который характеризуется прежде всего способами
и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования
(два "лица власти"). Первый из них заключается в побуждении
объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении
бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов
их поведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские
политологи Петер Бахрах и Мор-тон Баратц, назвавшие его "вторым лицом
власти". Реальное проявление в обществе этого свойства политической
власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дискуссий
и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их
адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих
политических конфликтов.
В странах командного социализма такими запретными для критики темами были
прежде всего право коммунистических партий на руководство обществом и
право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию.
В ФРГ 50-60х гг. блокированной властями политической темой явилось, например,
отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, достигнутое
по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и Менеджерами
под прикрытием популярного лозунга "больше роста - больше энергии",
позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому источниках
энергии.
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они
могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии
решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая
на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль
субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона),
деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение
свободы и прав личности) и др.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального
механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности.
Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ),
механизмом власти выступают государственные органы и другие политические
институты и право. (Они специально анализируются в последующих главах.)
6.4. Виды власти
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и
процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее
содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами,
на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную,
принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность
на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные
периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими
видами власти, поскольку "экономический контроль - это не просто
контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными;
это контроль над средствами достижения всех наших целей".
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая
власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная
- распределения позиций на социальной лестнице - статусов, должностей,
льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной
властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное
положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с
помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме
того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные
с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов
духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть.
Знания используются как при подготовке правительственных решений, так
и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения
их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется
через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения),
а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению
объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе,
но и манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки
их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль
за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической,
хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая
особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться
и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами,
между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной
группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
6.5. Особенности политической власти
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1)
легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством,
обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения
в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние
мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать
их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что
политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно
существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего
общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием
единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе,
в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная
власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников,
СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая
власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и
экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
6.6. Соотношение властей в обществе
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие
политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди
них экономическую власть, власть собственников средств производства и
других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет
цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным
собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных
кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и
избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников
создает опасность установления плутократии - прямого политического правления
небольшой группы богатеев. В современных западных государствах всевластие
крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим
влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим
устройством государства.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической,
достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять
ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние
на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное
использование может обеспечить политической группировке победу на выборах
и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность
экономической и социальной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый
кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется
в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую
элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует
накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние
же, в свою очередь, улучшают возможности в Занятии лидирующих политических
позиций и повышении дохода.
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной
властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.
Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей,
так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров
влияния, в политике - разделение властей между государством, партиями
и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, в духовной сфере - плюрализм СМИ и других источников
знания и информации.
Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны. В зависимости от субъектов
власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия)
и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам
проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную,
армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень
- международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень -
центральные органы государства; мезоуровень - организации (областные,
районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень - власть в первичных
организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям
ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти
государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая,
авторитарная и т.п.
|