Содержание
Тема 7. Политическое господство и легитимность
7.1. Понятие политического господства
7.2. Политическая легитимность
7.3. Соотношение легитимности и эффективности власти
Тема 7. Политическое господство и легитимность
7.1. Понятие политического господства
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны.
Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать
ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить
в форме политического господства. Многие политологи, особенно европейские,
считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики,
а изучение системы политического господства - одной из первейших задач
политологии.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений
командования и подчинения, организационное и законодательное оформление
факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с
ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой.
Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в
устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие
которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
"Господство, - писал Вебер, - означает шанс встретить повиновение
определенному приказу".
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации
в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть
и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго
продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном
языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами,
как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический
порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые
могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может
соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего
общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества
политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или)
средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного
положения в обществе, связанного с социальным неравенством.
В современных правовых социальных государствах связь политического господства
с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой
политическому господству является самоуправленческая организация общества,
осуществление которой, в обозримой перспективе нереально.
7.2. Политическая легитимность
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться
гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание
ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.
Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая.
Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием
ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества
в области основополагающих политических ценностей.
Сам термин "легитимность" иногда переводят с французского как
"законность" или "узаконенность". Такой перевод не
совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии,
с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер.
В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности
власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке
повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих
порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации
оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными
на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере
взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность
отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии
полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства
многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные
качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже
обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации
часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть
для признания населением не может опереться на авторитет традиций или
же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно
культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает
институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая
легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении
вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником
выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться
решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е.
на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не
личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют
представители власти.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.
Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная
на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям
(персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях,
легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным
институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства.
В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее
демократической легитимностью.
Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими
типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы
легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит
в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.
Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или
класса, ее право управлять, В зависимости от того, к кому апеллирует идеология
и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой
или националистической.
В странах командно-административного социализма была широко распространена
классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства
в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают
к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические
режимы.
Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание
людей определенной "официальной" идеологии с помощью методов
убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации,
апеллирующей к сознанию, разуму, она - однонаправленный процесс, не предполагающий
обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических
платформ или их выборе.
7.3. Соотношение легитимности и эффективности власти
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает
соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их
отношение к власти может быть не только 'ценностным - с позиций норм нравственности,
но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает
или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами
и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею
своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций)
граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных
условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее
стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти
взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во
многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение
его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом
легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной
мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению
общественного порядка и повышению благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением
и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств
переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно
остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных
переворотов в "третьем мире". В последние годы проблема легитимности
стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это
связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических
механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых
для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим
процедурам.
Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из
кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.
Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической
культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно
прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые
экономические и социальные проблемы.
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране
мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного
систематического участия в политике и управлении государством. Даже в
условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником
власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты
и лидеры.
|