Содержание
Тема 8. Возникновение понятия и теории элит
8.1. Происхождение понятия "политическая элита"
8.2. Теория элит Моски
8.3. Концепции Парето и Михельса
Тема 8. Возникновение понятия и теории элит
8.1. Происхождение понятия "политическая элита"
Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее",
"отборное", "избранное". В повседневном языке оно
имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно,
четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале
измерений. В этом значении термин "элита" употребляется в таких
словосочетаниях, как "элитное зерно", "элитные лошади",
"спортивная элита", "элитные войска", "воровская
элита" и т.п.
Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее
ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания
особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности
рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия.
<Сам термин "аристос" означает "лучший", соответственно,
аристократия-"власть лучших".)
В политической науке термин "элита" употребляется лишь в первом,
этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие
характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих
качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность
в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения
в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни,
ее иерархичность и динамизм.
Научное употребление категории "политическая элита" основывается
на вполне определенных общих представлениях о месте и роли политики и
ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит
из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению
к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима
с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в
частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над
экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых
интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной
элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в
советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное
и в позитивном значении не употреблялось.
Первоначально в политической науке французский термин "элита"
получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето,
хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности.
Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие
общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой
люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили
у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные
теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили.
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX -
начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта
Михельса.
8.2. Теория элит Моски
Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858-1941) попытался
доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному
положению и роли группы. В 1896 г. в "Основах политической науки"
он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва
достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют
два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда
относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует
власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй,
более многочисленный, управляется и регулируется первым <...> и
поставляет ему <...> материальные средства поддержки, необходимые
для жизнеспособности политического организма".
Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических
качеств. С"н считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является
способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность,
а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное
и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен
к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более
высокие по отношению к остальной части населения качества.
Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение
в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен
постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая
и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического
класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание
аристократической тенденции приводит к "закрытию и кристаллизации"
класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это
в конечном счете влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил
за занятие господствующих позиций в обществе.
Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического
класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев.
Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной
к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической
и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно
обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной,
так и его качественное обновление.
Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее
развитие элитарных теорий, подвергалась критике, за некоторую абсолютизацию
политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном
структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно
к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен.
Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных
государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой
и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался
прообраз "политического класса", описанного Моской. В тоталитарных
государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти
и управлению стали первопричиной экономического и социального господства
"класса управляющих".
8.3. Концепции Парето и Михельса
Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал
Парето (1848-1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все
времена правило и должно править избранное меньшинство - элита, наделенная
особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными
вследствие воспитания и образования). В "Трактате по общей социологии"
он писал: "Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое
общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально".
Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается
эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.
Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую
в управлении, и неправящую - контрэлиту - людей, обладающих характерными
для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего
социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе
для низших слоев.
Правящая; элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства.
Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции
двух главных типов элит - "лис" (гибких руководителей, использующих
"мягкие" методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение
и т.п.) и "львов" (жестких и решительных правителей, опирающихся
преимущественно на силу).
Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного
из этих типов элиты. Так, властвование "лис", эффективное в
относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях,
требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту
недовольства в обществе и усилению контрэлиты ("львов"), которая
с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое
господство.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876-1936).
Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества.
В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс
особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры
общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал
вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно
воспроизводит ее.
В обществе действует "железный закон олигархических тенденций".
Его суть состоит в, том, что неотделимое от общественного прогресса развитие
крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом
и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может
осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует
функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего
ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля
рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам,
заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения.
Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют
равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой,
даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая,
элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные
в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между
собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.
Из действия "закона олигархических тенденций" Михельс делал
пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и
демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же
он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило
уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры,
позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности
(эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся: 1) особые
свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие
внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;
3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е.
как и из кого она образуется; 5) роль (конструктивная или деструктивная)
элиты в обществе, ее функции и влияние.
|