К содержанию

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

2.1. Западно-европейская социологическая традиция
В истории общественной мысли О. Конт (1792-1757) известен как создатель нового направления в философии - позитивизма, как "отец-основатель" социологии. Социология или социальная физика, как он ее первоначально называл, согласно О. Конту опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент.
Идейной основой социологической концепции О. Конта явился "закон трех стадий", согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления, метафизические, означающие ведущую роль философии в духовной жизни, и, наконец, позитивный. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть позитивные, т. е . научные знание, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Французский ученый наметил программу и методы развития новой науки об обществе, дал ей имя - "социология". Конт полагал , что социология должна быть отделена от философии и от любой другой науки, небазирующейся на опытном знании. В классификации наук социология у Конта занимает почетное первое место, она опирается на биологию и призвана открывать и описывать единые универсальные законы развития и функционирование общества, которые неотделимы от законов природы. Конт выделяет следующие методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический, генетический метод,
Конт считал, что необходимо разграничивать социальную динамику и социальную статику. Первая - изучает законы общественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. Вторая - исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный конценсус).
Другим основателем социологии явился английский ученый Г. Спенсер (1820-1903) - самый авторитетный и популярный мыслитель второй половины 19 в. Он известен как родоначальник "органисцистской школы" в социологии, яркий пропагандист идей социальной эволюции. Спенсер полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Опираясь на эту идею. Спенсер пытался методологически обосновать социальный организм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. Во-первых, общество и организм в отличие от неорганической материи растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организма сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциацией их функций. В-четвертых, как обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.
В отличие от многих своих последователей, Г. Спенсер указывал на различия общества с организмом. Так для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот - оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различных подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую отдельных частей целому (государственная власть). Социология в понимании Спенсера - это исторически ориентированная наука - "генетическая социология". Спенсер ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функции.
К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Он стремился использовать естественнонаучные методологии, но отличался от них сознательной ориентацией на философский метод Гегеля. Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей. Наиболее существенные моменты социологической теории Маркса заключаются в следующем:
1. Маркс стремился нарисовать объективную теорию, основывающуюся на конкретных фактах общественного развития, в противоположность ее абстрактным и спекулятивным концепциям.
2, В объяснении законов общественного развития и изменения Маркс отводил решающую роль экономической сфере (способ производства, производственные отношения).
3. Развитие общества представлялось в виде последовательной смены формации с присущим им способом производства. Эта концепция сыграла важную роль в анализе генезиса капитализма. В этом смысле Маркс на ряду с Сен-Симоном, Спенсером и Вебером является творцом теории индустриального общества.
4. В марксовой методологии переплетаются две модели общества - организмическая и механистическая. Первая используется для описания процессов социальной эволюции (развития общества как естественного исторического процесса). Вторая применяется при анализе двух основных компонентов формации - базиса и надстройки, отношения между которыми трактуются механистически.
5. Маркс является одним из первых авторов теории социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, он представил социальную структуру общества как отношение между экономическими классами.
6. Детерминистский подход к анализу общества позволил Марксу высказать догадку о необходимости изучения личности как носителя общественных отношений, заложив тем самым основы ее социологического анализа.
К недостаткам марксовой теории относится присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию важнейшей роли культурных и духовных факторов в жизни общества. Марксовой теории социальной стратификации присуща одномерность, поскольку в ней не дооценивались другие существенные факторы социальной дифференциации - власть, престиж и др. Преувеличение роли классовой борьбы в истории помешало увидеть Марксу и его сторонникам механизмы социальной интеграции, которым современная социологическая теория уделяет первостепенное внимание.
Ф. Тенниса (1855-1936) принято относить к родоначальникам формально-аналитической школе социологии. Ее представители (Г. Зимелль, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-аналитических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.
Основу теоретической социологии Тенниса образуют два ключевых понятия - "община" и "общество", которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием. Отношениям типа "общины" присущи такие черты, как интимность и доверительность отношений между людьми, привязанность, взаимная симпатия и др. Межличностные отношения типа "общества" характеризуются противоположными свойствами -формально рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.
Источником этих двух противоположных типов социальных связей выступает, согласно Теннису, воля человека. В "общине" господствует "естественная" воля, в "обществе" - рациональная. Отношения между людьми в "общине" отличаются естественностью, гармонией и целостностью. Эти особенности "общины" наглядно проявляются в трех основных ее разновидностях: семейно-родственных отношениях, соседских отношениях и дружеских связях, нормативная регуляция поведения людей в "общине" осуществляется в рамках родственных групп, посредством обычаев, традиций, религии
Отношения типа "общества" проявляются в таких действиях как обменные сделки, коммерческие отношения и т. п. Это отношения между различными группами и организациями, которые осуществляются государственными учреждениями, законодательством и общественным мнением. Если общинная жизнь протекает, как правило, в сельской местности и небольших поселениях, то отношения типа "общества" преобладает в городе и стране в целом.
Французского социолога Э. Дюркгейма (1858-1917) нередко называют истинным основателем социологии, ибо современная социология в значительной мере опирается на его классическое наследие. Э. Дюркгейм считал, что социология должна ориентироваться на методы естественных наук, главная ее цель - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По его мнению, предметом изучения социологии выступают "социальные факты", которые следует 'изучать как вещи". К социальным фактам он относил прежде всего "коллективные представления", т. е. различные явления моральной жизни - традиции, обряды, социальные обычаи, правила поведения человека. Указанные явления общественной жизни существуют объективно и независимо от индивида, подобно природным фактам они принудительно воздействуют на него, заставляя его вести себя определенным образом. Объективное существование социальных фактов позволяет изучать их как "вещи" - через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др.
Выступая против популярного в те годы натурализма, сводившего общественные явления к природным, и психологизма, сводившего социальное к психологическому, Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая к природно-биологическим основам или психике индивида. Признавая общество в качестве субстанции особого рода, Дюркгейм ссылается на специфику группового сознания и группового видения. "Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем сделали бы его члены, если бы они были разъединены". Этот постулат Дюркгейм переносит на общество в целом.
Ядро социологической теории Дюркгейма образует теория "социальной солидарности". Французский социолог считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающие социальную интеграцию. Анализируя эволюцию общества, Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с "механистической солидарностью" и общество с "органической солидарностью". Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны,
подобны поведению молекулы в механическом агрегате, такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминирует его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. В современном обществе с органической солидарностью социальная сплоченность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Интегра-тивная роль общественного сознания здесь значительно слабее, так как религиозные верования и обряды не играют прежней роли. В этом обществе индивид существует в значительной степени независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, чем архаическое, оно находится в состоянии аномии, под которой он понимал состояние, характеризующееся ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами. Поэтому, с точки зрения Дюркгейма, свойственные капитализму 19 в противоречия могут быть преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия.
Конкретным выражением эффективности разработанной Дюркгеймом методологии явилось социологическое исследование самоубийства. Опираясь на большой фактический материал, Дюркгейм обосновывает мысль о том, что чем выше уровень и интеграция общества, тем ниже уровень самоубийств, и наоборот.
В истории социологии Г. Зиммель (1868-1918) известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Заслугой Зиммель явилось то, что он начал рассматривать общество как процесс социального взаимодействия и попытался выработать адекватный метод познания - изучение "чистых" форм социальности, т. е. относительно стабильных образований, структур социального взаимодействия, придающих социальному процессу целостность и устойчивость. Главный метод социологии для Зиммеля - историко-сравнительный, так как он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей, проявляющиеся в различные исторические эпохи. В своих работах Зиммель описал и проанализировал множество "чистых" форм социальности, касающихся различных сторой социальных процессов (господство, подчинение, соревнование, мода, конфликт и т. п.), социальных типов личности ("циник", "аристократ", "бедняк", "кокотка" и т. п.).
Г. Зиммель считал метод понимания средством социально-исторического исследования, позволяющим постигнуть значение и смысл человеческих действий. Стремясь избежать присущего этому методу субъективизма, он утверждал, что адекватное понимание социального действия возможно лишь в том случае, когда возможна рациональная реконструкция связи действия с мотивами и переживаниями человека. Использование метода понимания должно было служить Зиммелю вспомогательным средством для построения чистых форм социальности, так как он позволял проникнуть в субъективную сторону социального процесса.
Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. Анализ феномена моды приводит социолога к выводу, что ее огромная популярность в социальном обществе обусловлена тем, что она дает возможность людям самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность. Распространение моды в современном обществе, по мысли Зиммеля, есть результат более широкого социального процесса освобождения людей от стереотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможность развития личности. Г. Зиммель заложил основы социологического изучения городского образа жизни, он обратил внимание на интеллектуальный и рациональный характер общины людей в городе.
М. Вебер (1864-1920) по праву считается самым видным западным социологом. Социологическая теория Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которые они усматривали в необходимости "понимания человеческих действий", использовании идеографического метода и отнесения к ценности (Виндельбанд, Г. Риккерт).
По мнению Вебера социология обязана учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т. е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. Главная задача социологии по Вебе-ру заключается в том, чтобы понять смысл и значение человеческих действий, и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. В силу того, что Вебер уделял большое внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию нередко называют понимающей или "интерпретативной".
Признавая специфику социального познания немецкий социолог стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятия, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно Веберу, идеальный тип - есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значительных аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отображением действительности, он противостоит ей как утопическая конструкция, давая возможность ученому понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: исторические, используемые для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т. п.) и социологические, куда он включал разработанные им типы социального действия.
Вебер полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия (государство, экономическая формация и др.) в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и знания человеческих действий - есть исходная предпосылка социологического исследования. Действие считается социальным тогда, если имеется мотивация действия и ориентированность на других людей, на их ожидания. Вебер выделяет четыре основных типа социальных действий: 1 ) целерациональное, в котором имеет место соответствие целей и средств действия; 2) ценно-стнорациональное, в котором действие совершается ради какой -то ценности (религиозной, моральной и др.); 3) аффектавное, базирующееся на эмоциональных реакциях людей; 4) традиционное, происходящее в соответствии с традициями и обычаями.
Вебер считал, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, наука, политика и даже искусство. Изучение рациональности как ведущей тенденции западно-европейского капитализма явилось главной темой его знаменитой работы "Протестантская этика и дух капитализма". В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считал Маркс, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежит протестантской религиозной этике, внушавшей человеку ценность бережливого и рачительного труда, явившихся важнейшей предпосылкой капиталистического предпринимательства. Анализ Вебером мировых религий привел его к выводу о том, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью, разные типы религиозной веры различным образом мотивируют людей в трудовой деятельности.
Большой вклад внес Вебер в развитие политической социологии. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделяет три типа господства - харизматический, базирующийся на аффективном действии и слепой вере в вождя, традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия - аффективному, традиционному и целерациональному. Главная проблема, которую поставил Вебер - это легитимность власти, т. е, морально-ценностное обоснование, без которого невозможно привить людям убеждения законности существующей в обществе власти, Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая явилась попыткой преодолеть ограниченность марксовой концепции экономической стратификации. Вебер полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический (власть) статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.
По роду своей научной деятельности В. Парето (1848-1923) был ученым-экономистом, внесшим большой вклад в развитие экономической теории. Свою социологическую концепцию он изложил в многотомной работе "Трактат по обшей социологии" (1916). Согласно Парето общая социология представляет собой синтез различных дисциплин -права, политической экономии и истории, истории религии. Ее главная цель - построение системной модели общества и анализ различных ее компонентов с точки зрения их взаимосвязи и поддержании равновесия (эквилибриума). Будучи приверженцем использования в социологии естественнонаучной методологии, Парето называл свой метод "логико-эмпирическим", подчеркнув тем самым решающую роль наблюдения и эксперимента, результаты которых должны быть представлены в математической форме.
Парето предпринял первую осознанную попытку системной концептуализации общества, стремясь учитывать своеобразие общественной жизни. Он полагал, что при современном уровне знания об обществе невозможно дать строгое системное описание всех входящих в нее элементов, в их количественной, математической взаимосвязи. Поэтому он считал возможным ограничиться анализом пяти наиболее важных факторов: 1) "резидуй", 2)"дериватов", 3) экономических факторов, 4) гетерогенности человеческих существ и социальных групп, 5) социальной мобильности и циркуляции элит. Решающую роль в изменении общества Парето придавал первым двум факторам, которые, по его мнению, составляют реальную основу человеческих действий. Итальянский ученый был убежден, что в общественной жизни преобладают нерациональные, "нелогические" социальные действия. Основу социальных действий людей образуют бессознательные психо-биологические импульсы, называемые им "резидуй" (дословно переводимые как "остатки", как то, что остается в растворе после химических реакций ), имеющие врожденный характер. В Парето выделяет шесть классов "резидуй": инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений, "постоянство агрегатов", выражающих консервативные тенденции в поведении человека, инстинкт проявления чувств через непосредственное действие, инстинкты общительности, инстинкты целостности индивида и сексуальный инстинкт.
По мнению Парето, люди, как правило, не осознают присущих им резидуй и стремятся их замаскировать, оправдывая свое поведение различными моральными учениями, общественными теориями, религиями и т. п. Так возникают "дериваты", которыми Парето обозначил производные от резидуй "псевдологические теории и аргументы", составляющие суть различных идеологических доктрин. В социльной структуре общества Парето выделил две основные группы: элитарный слой, состоящий из наиболее талантливых и граммотных людей, и низший слой, управляемую массу, живущую чувствами и предрассудками.
Внутри правящей элиты Парето выделяет две разные группы, которые попеременно приходят к власти. Это "лисы", действующие посредством хитрости и обмана, "львы", отличающиеся решительнорстью и прибегающие к использованию силы. Политический процесс функционирования власти, по мнению Парето, обусловлен циркуляцией элит: когда одна из них исчерпывает свои возможности управления обществом, на смену ей приходит другая. Циркуляция элит - это универсальная закономерность любого общества. Благодаря вертикальной мобильности правящий класс постоянно обновляется, предохраняя себя от деградации, вместе с тем препятствует осуществлению революции.

Вопросы для самоконтроля.
1. Что является идейной основой социологической концепции О. Конта?
2. Назовите наиболее существенные моменты социлогической теории К. Маркса.
3. Кто является родоначальником формально-аналитической школы социлогии?
4. Почему социологию Вебера называют "понимающей"?
5. Какие основные группы в социальной структуре обществ выделял В. Парето?

2.2. Русская дореволюционная социология
Особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социологическая мысль складывалась как из откровенно "идеалогизированных", так и "академических" школ (прогрессивного и консервативного направлений).На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон), английские экономисты (Смит, Рикардо), немецкие романтики (Шеллинг).
Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н. Я. Данилевский, М. Н. Катков, К. Н, Леонтьев, К. П. Победоносцев.
Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н. Я. Данилевский. Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей правого крыла русофилов стал К. П. Победоносцев, который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на земле, утверждал он, русское общество может достичь гармонического единства желаний, эмоций, разума.
В западничестве сложились три направления: теоретическое (30-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П. Я. Чаадаев, гуманистическое (40-х гг.) во главе с В. Г. Белинским, народническое (60-х гг.), основанное А. И. Герценом. Наиболее яркие представителями стали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.
Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К, Михайловский, Е. В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э.Дюркгейма и др.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен "произвольных" систем он предлагает "естественную" систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степени и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Каждый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий "морфологический принцип", структурный план которого "начертан рукою промысла".
"Человечество", по мнению Данилевского, - только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-исторические типы". Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и др. признаков. На месте однолинейной исторической схемы Данилевский ставит "драму" многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и подобно живому организму переживает соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.
Другим, не менее оригинальным отечественным социологом был Лев Ильич Мечников (1838-1888). Главное его произведение - "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.
В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в "нарастании общечеловеческой солидарности", Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине XIX века, предопределила характер и направление развития русской социологии. Многие русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н. Г. Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией социологической мысли в России стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого были П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую. Социология и история содержат такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной неготовности общества понять вопрос и дать на него ответ."
Социология представлялась Лаврову наукой нормативной. По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интересами - значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли.
Лавров попытался дать определение социологии. Для него "социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и вместе с тем, следовательно, и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление".
Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.
Другой крупный русский социолог - Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем не изгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, -писал он, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно... Высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу".
Михайловский считал, что социология и этика неразрывно связаны между собой. Он утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством чему является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ 3. Фрейда и В. Адлера.
Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии и истории, однако им написано много работ и по социологии. В монографии "Введение в изучение социологии" он утверждал: "Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни". "Ни единая логика общественных наук, ни методология истории, политической экономии, юриспруденции, политики не могут заменить собой методологию социологии, которую следует развивать дальше". Уточняя определение предмета социологии, он писал: "Итак, социологию можно понимать в более широком и более тесном смысле. В первом смысле это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, то есть изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле. Последними и должна заниматься социология в более узком значении слова".
Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной Среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества.
Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича де Роберти (1843-1915). Центральная категория социологии де Роберти - понятие "надорганическое". С одной стороны, это высшая - социальная - форма проявления мировой энергии, а с другой - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки "животной общительности", общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, обнимающую огромное количество исторических, то есть общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории "четырех факторов цивилизации".
Известное влияние на развитие социологической мысли в России-оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своей научной деятельности был последователем социологических взглядов К. Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, альтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.
Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Александровича Малиновского) (1873-1928) разработал социально-философскую систему, дав ей название тектологии (от tecto - строить, конструировать).
В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существование. Он выделил два типа социальной адаптации - относящуюся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше они пронизаны "социальным инстинктом", силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс - это развитие обеих форм адаптации.
Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и идеологий, завершив это исследование провозглашением "коллективного общества будущего". В отличие от Маркса Богданов утверждал, что "социальное бытие и социальное сознание - одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу".
Важным этапом развития социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология - не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки - этнография, статистика, политическая экономия и др. - обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки "должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ". Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей.
Начало юридической социологии в России положил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). Его значение и заслуга заключается в том, что он успешно развил правовую систему с позиции социологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков.
В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными видами преступлений и социальными, физическими, биологическими причинами, их обусловливающими.
К юридической социологии близко примыкает психологическая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). Он выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. На основе "эмоциональной психологии" Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из крупнейших социологов XX в. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность - это фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная -изменение социального статуса, "движение вверх и вниз по социальной лестнице". В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых является армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они также необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.
В 1922 г. П. А. Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологической теории, теории конвергенции.
Подводя итоги развитию социологии дореволюционной России, можно констатировать, что в целом она развивалась в русле мировой социологии, хотя, конечно, русская социология заметно отставала от европейской и американской. В России лишь в 1908 г. с большим трудом удалось открыть первую кафедру социологии при частном Психоневрологическом институте, так как прежде преподавание социологии было запрещено. Не было отечественных периодических изданий и организационных структур. Правда, труды ведущих западных социологов очень оперативно переводились на русский язык. Как раз накануне революции появляются первые обнадеживающие признаки институ-ционализации социологии: выходит большое число публикаций, в том числе и учебные пособия, организуется Русское социологическое общество (1916), открываются первые социологические кафедры, проводятся эмпирические исследования. Октябрьская революция застопорила развитие многообещающих тенденций русской социологии.
По инерции в первые годы революции продолжался процесс институционализации социологии: в 1920 г. открыт социологический факультет в Петроградском университете, который возглавил П. Сорокин, кафедры социологии открываются в других учебных заведениях...
После революции социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены.

Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы национальные особенности российский социологии?
2. Назовите крупнейших российских социологов.
3. Кто первым ввел в социологическое знание такие термины как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения"?
4. В чем сущность теории социальной адаптации А. А. Богданова?
5. Что такое горизонтальная и вертикальная мобильность по П. А. Сорокину?

2.3. Современный этап развития социологии
20-х годов 20 столетия начинается новый этап развития социологии. Его наиболее характерной особенностью является господство эмпирического направления, а сама социология начинает восприниматься как дисциплина преимущественно эмпирического типа. Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности, имеющей много сходного с опытными исследованиями в естественных науках и опирающегося на такие познавательные приемы, как статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос), наблюдение (простое и включенное), эксперимент , монографические описания отдельных социальных явлений, повторные (панельные) исследования и др. Обязательным становится использование в социологии математических методов, главным образом для статистической обработки полученных данных.
Центр социологии постепенно перемещается в США, где создаются благоприятные интеллектуальные и экономические условия для развития эмпирических исследований. Своеобразным рубежом, означавшим новый этап развития социологии, явилась работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918), целиком построенная на эмпирическом материале. Нельзя не упомянуть о важной роли Чикагской школы (20-е - 30-е гг.), представители которой (Э. Бэрджесс, Р. Парк, Л. Вирт) заложили основы социологического изучения урбанизации и городского образа жизни. Благодаря усилиям американских ученых совершенствуется методология и техника социологических исследований: социальный эксперимент (С. Чэпин, Э. Мэйо), социометрия (Дж. Морином), методология (Дж. Ландберг, Р. Мертон) и др.
Происходит окончательное отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук в силу ее ориентации на эмпирические методы исследования и особую область исследования. Другая особенность современного этапа развития социологии, проявившаяся немного позже в 30-е - 50-е годы нашего века, связана с формированием концепций академической социологии, т. е. таких социологических теорий, которые, опираясь на эмпирические данные, формируют универсальные теоретические модели описания, анализа и объяснения различных социальных явлений. Формирование академической социологии означало завершение процесса дифференциации между двумя различными, но взаимосвязанными областями социологических исследований - чисто теоретическое , ориентированное на решение познавательных задач, и прикладное, имеющее своей целью решение определенных практических проблем.
Социология в указанный период становится весьма популярной и престижной профессией. Подготовкой социологических кадров в Европе и Америке занимаются социологические факультеты и отделения университетов. Социологическое образование становится повсеместным: социологию изучают не только в высшей школе, но и в общеобразовательной.
В период 20-50-х гг. быстрыми темпами развивается организационная структура социологии: растет число социологических ассоциаций и организаций во всех странах мира, создаются многочисленные исследовательские центры, появляется множество социологических журналов. С 1950 года регулярно проводятся международные социологические конгрессы. Внутри самой социологии углубляется специализация в различных областях - изучение социальной стратификации, социологии организации, индустриальная социология, социология семьи и социология религии, изучение общественного мнения, социология науки, социология культуры и др.
В развитии современной западной социологии можно выделить два различных периода. Первый начинается с момента формирования эмпирической социологии (первоначально в США в 20-30-е гг., а затем и в других западных странах) и заканчивается в конце 60-х гг. Наиболее интенсивно социология на Западе развивается в период 50-60-х гг.: быстро расширяется фронт исследований, социология пользуется известным престижем в обществе, развивается социологическое образование, осуществляется государственное финансирование социологических исследований, а рекомендации социологов становятся составной частью многих социальных реформ и национальных программ по борьбе с бедностью, преступностью, наркоманией, и многими другими "социальными болезнями". В конце 60-х гг. обозначаются некоторые кризисные симптомы в развитии академической социологии, выразившиеся в критике господствующего прежде структурного функционализма, возникновения ряда альтернативных концепций (теория социального обмена, различные версии понимающей социологии, экзистенциальная социология и др.) и нарастания идейно-теоретического плюрализма. Эти кризисные моменты в развитии западной социологии в значительной мере стимулировались новой социально-политической ситуацией: усилением социальных конфликтов, мощной волной студенческих движений и т. п. Нарастание требований со стороны общества к социологии и породило указанные кризисные явления. ' .,
Второй период развития западной социологии начинается примерно с середины 70-х гг. Это годы интенсивного роста прикладных исследований в странах Европы и Америки в самых различных областях, из которых следует выделить прежде всего широкий круг проблем, связанных с производством и внедрением новейших технологий, и происходящих под ее влиянием значительных трансформаций в разных сферах общественной жизни. В сфере академической социологии происходит дальнейшая дифференциация исследовательских подходов, набирают силы интегратив-ные тенденции, стремящиеся преодолеть идейно-теоретический и методологический плюрализм. В 70-80-е гг. известной популярностью начинают пользоваться различные концепции неомарксистской социологии, которые нередко исключают из сферы академической социологии в силу присущей ей идеологической направленности. К неомарксистской социологии относятся такие концепции как например "критическая теория" Франкфуртской школы (В. Адор-но, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), структурализм Л. Гольдмана (Франция), социальный реализм в Англии (Дж. Арри, Т. Бентон) радикально-критическая социология в США (Ч. Р. Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).
В структуре современной западной социологии можно выделить три относительно самостоятельных уровня. Первый представлен многочисленными социально-философскими концепциями, иногда именуемыми социологическими. Такая практика существует в Европе и меньше в США, где социология ассоциируется с эмпирической наукой. К этой области относятся такие известные концепции, как "критическая теория" Франкфуртской школы, концепция массового общества и культуры, концепция индустриального и постиндустриального общества, теория информационного общества и т. п. В какой-то мере эти концепции продолжают традиции классиков социологии - Маркса, Дюркгейма, Вебера, что и служит формальной основой для причисления их к разряду социологических. В советской социологии последних десятилетий к такого рода концепциям, безусловно, следует отнести теорию исторического материализма, ошибочно отождествляемую с общесоциологической теорией.
Второй уровень представлен академической социологией. Это и есть социология в узком и точном смысле слова. От концепций первого уровня академическая социология отличается , во-первых, идеологической нейтральностью, во-вторых, ориентацией на решение познавательных проблем, в-третьих, обязательной опорой на эмпирические факты. В рамках академической социологии проводятся эмпирические и теоретические исследования. К академической социологии относятся такие концепции как теория социального действия, структурный функционализм и выросший на его базе неоэволюционизм, понимающая социология (символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.), бихевирористская социология и ряд других, менее влиятельных.
Третий слой социологического знания, наиболее обширный, представлен прикладной социологией, представители которой работают, как правило, вне стен университетов, в различных исследовательских центрах и организациях, выполняющих исследования по заказу государственных органов и частных организаций. Несмотря на относительную самостоятельность указанных областей социологического знания между ними существует определенная связь: социально-философские концепции зачастую опираются на результаты академической социологии, а последние нередко тесно взаимодействуют с прикладными исследованиями.
Развитие социологии в СССР имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.
Однако в 1922 г. начинается крестовый поход против буржуазных ученых-обществоведов, к числу которых причислялась большая часть прежнего профессорско-преподавательского корпуса, а затем изгонялась из учебных заведений и насильно депортировалась за границу. Среди эмигрантов, ставших известными на Западе, социологи - П. Сорокин, Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон, К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших мар-ксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3. М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.
Характерной особенностью первой половины 20-х годов явилась дискуссия о статусе теории исторического материализма, развернувшаяся в печати после выхода в свет книги Н. И. Бухарина "Исторический материализм. Популярный учебник марксистской социологии", в которой предпринималась попытка выделить социологию в качестве частной научной дисциплины, независимой от философии. Эта концепция подверглась критике со стороны ортодоксальных марксистов, обвинивших Н. И. Бухарина в механицизме, позитивизме, недооценке роли философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся на протяжении 20-х годов, было появление официальной точки зрения, согласно которой социология рассматривалась в качестве составной части марксистско-ленинской философии, что фактически означало отождествление социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных исследований.
Другой негативной стороной указанной дискуссии явился тот факт, что марксистская социология объявлялась в качестве единственно научной, выражающей мировоззрение передового рабочего класса. Эта идеологическая позиция вела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли, вносила односторонний классовый подход в оценку достижений западной социологии, что в итоге негативно отразилось на дальнейшем развитии социологии в СССР.
Усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества в целом, возвеличивание культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода.
В значительной мере под влиянием дореволюционных традиций проведения в России социально-статистических исследований, а также потребности государственной власти в получении объективной информации о происходящих в стране процессах, в 20-е годы проводилось немало интересных эмпирических социальных исследований. Среди них следует назвать исследования в области методологии и методики социальных исследований (С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В. Чазов, А. П. Болтунов и др.), изучение бюджета времени рабочих (С. Г. Струмилин, Е. О. Кабо и др.), социальных проблем города и деревни, духовной культуры и др. Однако в 30-е годы в связи с усилением культа личности Сталина, навязывания авторитарных и бюрократических методов управления, превращения страны в закрытую тоталитарную систему, конкретные социальные исследования проводились в очень ограниченном объеме.
Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова "Человек и его работа", на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И„ Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н,) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С,). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал "Социологические исследования". В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.
Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады "Лекции по социологии". Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.
В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а и х результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества . советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа "расцвета наций при социализме", "сближения города и деревни", "преимущества социалистического образования" и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались, главным образом, представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.
Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Политическая и экономическая реформа, осуществляемая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований. Свидетельством этому служит отсутствие идеологических запретов, широкое изучение общественного мнения, формирование системы социологического образования, подготовка к выпуску нового поколения учебной литературы. Однако процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории. Предстоит большая работа по усвоению достижений западной социологической мысли, так как в годы тоталитарного режима образовался значительный разрыв между мировой социологией и отечественной, оказавшейся в духовной изоляции.

Вопросы для самоконтроля.
1. В чем особенности современного этапа развития социологии?
2. Что понимается под академической социологией на Западе?
3. Какие периоды различаются в развитии современной западной социологии?
4. Назовите уровни структуры современной западной социологии.
5. Назовите основные этапы развития социологии в СССР.

Hosted by uCoz