Социология. Курс лекций.

К содержанию

ГЛАВА 7.ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

7.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы
Чтобы знать существо социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования. Это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.
Для проведения исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки.
Одно из заблуждений массового сознания - отождествление социологического исследования с опросом. Но, во-первых, нельзя сводить любое социологическое исследование только к опросу; во-вторых, публикуемые результаты -это только видимая, надводная часть социологического айсберга. Основная часть работы социологов оказывается неизвестной.
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
Говоря о видах социологических исследований, отметим, что они выступают как разовые или повторные - в зависимости от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же -в динамике, изменении, развитии.
Повторные исследования, в свою очередь, могут быть панельными или лонгитюдными. Первые предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Например, исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности с периодичностью в 5 лет. Лонгитюдное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течении ряда лет по единым или близким проблемам.
В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное, пробное, "пилотажное" исследование преследует цель получения оперативной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Кроме того, такое исследование применяется для проверки качества разработанного инструментария. К примеру, принято решение о проведении анкетирования на большом и сложном массиве населения, и для этой цели создана объемная и содержательно насыщенная анкета. В этом случае всегда необходимо провести предварительный опрос небольшого количества респондентов (несколько десятков человек) с тем, чтобы выяснить, насколько хорошо анкета "работает", правильно ли понимают опрашиваемые все вопросы, хотят ли на них отвечать и т.д. После такого "пилотажного" исследования в инструмент вносятся поправки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.
Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Результатом такого исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но не показывающего глубокого проникновения в существо дела.
В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Другими словами, здесь исследование имеет уже и глубину.
Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования. Проведение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыка анализа сложных социальных проблем. Здесь имеет значение умение видеть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.
Еще один критерий выделения видов социологического исследования - их масштабность. Здесь можно назвать международное, общенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования. Разнообразие видов социологического исследования можно представить схематически.

Виды социологического исследования

Само социологическое исследование проводится по определенной методике. Она выступает как совокупность методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах - поведении групп людей, и вербальных действиях, то есть оценках, суждениях, мнениях. Социологическое исследование - это сложный процесс включающий ряд последовательных этапов: 1) подготовка исследования (разработка программы), 2) сбор первично социологической информации, т.е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке (полевое исследование), 3) обработка полученных данных, 4) анализ и обобщение полученной информации, 5) составление отчета о результатах исследования.
На первом этапе социологического исследования проводится крайне важная работа, от которой зависит его судьбе - составляется программа. Ошибки, допущенные здесь, становится потом очень трудно, а то и невозможно исправить.
Программа социологического исследования - это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в социологическом исследовании три основные функции: методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципе] исследования; методическую (разработка общего логического плана исследования); организационную (разделена социологического труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования).
Структура программы, включающая два основных раздела - методологический и методический (методике процедурный), выглядит так:
1. Методологический раздел: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определены объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объект; исследования; выдвижение гипотез (рабочих и научных).
2. Методический раздел: построение выборки; разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных стратегический план исследования.
Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Социальная проблема - это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения . Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то нет смысла проводить исследование.
Для обоснования и формулировки проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования - будет ли оно разведывательным, описательным или аналитическим.
После формулирования и обоснования проблемы определяется цель исследования и его задачи. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы.
Если цель в исследовании бывает, как правило, одна, то задач - несколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же.
Вслед за рассмотрением целей и задач исследования необходимо определить объект и предмет исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - определенную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности.
Предмет исследования - это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению.
Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операционный анализ основных понятий, который часто принято называть процедурой их интерпретации. Ее смысл - четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения. Это важно сделать еще и потому, что большинство понятий многозначно, имеет много смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе.
Затем, после интерпретации понятий нужно попытаться "разложить" проблему на составные части, чтобы установить причинно-следственные и функциональные зависимости данного объекта. Такая процедура выделения и анализа взаимосвязанных составных частей проблемы называется системным описанием объекта. Речь идет о построении концептуальной модели объекта, в которой может быть раскрыт весь комплекс его внутренних и внешних элементов и связей.
Вслед за процессом работы с понятиями формулируются гипотезы исследования. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть. Как правило, любое исследование строится на предварительных предположениях, без них трудно целенаправленно вести изучение проблемы. Социолог заранее должен предполагать получение какого-то результата. Гипотеза задает направление исследования. Гипотезы должны быть сформулированы лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Они должны быть ясными, непротиворечивыми и проверяемыми.
Гипотезы крайне важны для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы - задачами и системным описанием объекта. По существу они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта.
Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдвигаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипотезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез.
Выдвижение гипотез - заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.
Вторая часть программы включает в себя прежде всего определение обследуемой совокупности лиц. Нужно решить очень важный вопрос: кого исследовать - весь ли изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором - монографическим или выборочным. Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного, достаточно типичного и представительного отдельного объекта. В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование.
Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Вся сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражала бы все его основные характеристики. Это позволило бы судить о целом по его части.
Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве исследуемой совокупности. Можно вполне обойтись достаточно ограниченным количеством респондентов. Но при этом выборочная совокупность должна быть репрезентативной, то есть пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Это - главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности.
Следует иметь в виду, что выборка выступает в двух основных видах - как случайная и типическая. При случайной, или механической выборке из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы по журналу, из которого берется каждый третий, пятый и т.д. - по счету подряд). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.
При типической (стратифицированной) выборке отбор проводится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Разновидностью этой выборки, причем наиболее распространенной, является квотная (гнездовая), когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) - учебные группы, классы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию.
Типическая выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. Так, если стоит задача исследования свободного времени студентов не одного вуза, а в масштабах страны, тогда сначала отбираются регионы, затем - города в них, где есть вузы, далее идет отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование, и только потом - выбор академических групп и студентов в них. Понятно, что многоступенчатая выборка не используется, как правило, в локальных исследованиях, а применяется в более широких (региональных, общенациональных, международных).
В целом нужно отметить, что определение вида выборки зависит от характера решаемых в исследовании задач, да и от проблемы тоже, другими словами, от типа исследования. Следующая схема показывает их соотношение:

Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки - это общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, от требуемой степени точности результата. Объем выборки рассчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки; между ними существует обратно пропорциональная зависимость.
Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее построении допускаются ошибки, то не может спасти и большой объем.
После построения выборки приступают к подготовке социологического инструмента, то есть определению методов, с помощью которых будет проводится данное исследование. Когда инструмент оказывается подготовленным, разрабатывают стратегический план исследования. Может быть три варианта стратегического плана:
1. Разведывательный (поисковый) применяется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы. Целью такого исследования является уточнение проблемы и формулирование гипотез. Для этого сначала изучается литература, документы, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение объекта.
2. Аналитический (описательный) вариант стратегического плана применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объема и др.). Цель исследования по такому плану - проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно и количественно определенные характеристики изучаемого объекта.
3.Экспериментальный вариант плана применяется, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель исследования - установить причинно-следственные связи объекта.

Основные варианты стратегического плана исследования

Затем составляется организационный план исследования.
Здесь в строгой хронологической последовательности расписывается, что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, где оно будет проводиться, организовать сети анкетеров и интервьюеров, если в этом есть необходимость, отправить часть сотрудников в командировки (если исследование региональное), заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок окончания этапов исследования и подготовки отчета и т.д. и т.п.
На этом подготовительный этап социологического исследования заканчивается и начинается следующий - сбор данных, проведение полевого исследования.
После проведения полевого исследования осуществляются заключительные этапы: обработка, анализ и обобщение информации, то есть объяснение, истолкование полученных данных.
Подготовку и проведение социологического исследования можно сравнить с процессом посевной кампании: не случаен термин "полевое исследование".
Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем информация кодируется, то есть переводится на язык формализованной обработки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ.
При машинной обработке обобщение первичной информации (социологических данных) получается в виде табуляграмм. Машинная обработка дает исследователю так называемый статистический обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении) и по заданию социолога выявляет связи и зависимости (корреляции). Здесь начинают действовать и использоваться законы математической статистики.
Если исследование затрагивает какую-либо актуальную социальную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее разрешению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схемы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследования. После того, как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета.
Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических "паспортных" характеристиках респондентов, связи между ними и др.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. На этом исследование заканчивается.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие виды социологического исследования Вы знаете?
2. Какие основные функции реализует программа социологического исследования?
3. Какую роль в исследовании играют гипотезы? Почему без них нельзя обойтись?
4. На чем базируются выборочные исследования?
5. Перечислите основные варианты стратегического плана исследования.

7.2. Методика и техника сбора социологической информации
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию. Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов.
Сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле- , кино-, фотоматериалах и звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для проведения дальнейшей работы. Часто, прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй - неофициальная информация документального характера: личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых - материалы архивов, прессы, личные документы, то есть те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы -это магнитофонные записи, грампластинки.
По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это - первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда социолог имеет дело со вторичной информацией.
При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяются неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? Какова была цель его создания? На какое время он рассчитан? Какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? Как можно ее использовать? Каков общественный резонанс документа?
При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа.
Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделяется два типа единиц - единицы анализа и единицы счета. Первые - это понятия (слово, термин, словосочетание); тема, выраженная в частях текста; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После того как социолог определил для себя единицу анализа, он выявляет единицу счета, то есть частоту упоминания в тексте единицы анализа.
Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода как наблюдение. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения состоит в его планомерности и целеустремленности. Свидетельство тому - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В программе его должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.
Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и др. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно "включен" в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива.
Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может служить работа известного американского социолога У. Уайта "Общество на углу улицы". Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, полностью разделяя их образ жизни.
Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюдение может производиться ка^ явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним могут возникнуть 'определенные деликатные, морального порядка проблемы. В частности, такое наблюдение может рассматриваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от того, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особенно важно не предавать увиденное или услышанное огласке.
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода времени, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.
По месту наблюдения различают такие его виды, как полевое и лабораторное. Первое проводится в естественных условиях и встречается наиболее часто, второе - в искусственных и имеет место реже. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся и в связи с изучением проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем, во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся могут даже не подозревать, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.
Какие плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, то есть конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп. Однако есть и свои сложности: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. Одним из основных в социологии является метод опроса.
Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состояйии людей - с другой.
Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получит значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять.
Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкете? работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом "один на один" с вопросником.
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты
и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть - это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить "конкретные" вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес , расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части анкеты - так называемой "паспортичке" (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека - 40-45 минут. Если это время оказывается большим, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаш), спокойные условия без присутствия лишних людей. Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкете? должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности.
Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают". Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:
1 .При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
2. Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
3. Опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респон-дентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает "эффект избирательного слушания", что снижает качество получаемой информации.
По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме.
Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.
Существует еще одна классификация интервью - групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.
Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме. Рассмотрим деление вопросов на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов - в сложности формализации и обработки ответов.
В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: "В какой мере Вы удовлетворены своей работой?", то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: "Хотели бы Вы сменить свою работу?"
Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.
По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?", "Удовлетворены ли Вы Вашей работой?") и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, "Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?"). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.
В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, "Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?").
Выбор того или иного метода зависит от ряда обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования.
В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое "контент-анализ"?
2. Каковы плюсы и минусы метода наблюдения?
3. В чем заключаются особенности социологического опроса?
4. Что такое социологическая анкета?
5. На чем основана классификация вопросов анкеты?

 

Рестко - проведение маркетинговых исследований
Hosted by uCoz