К содержанию

ВВЕДЕНИЕ
Термин "геополитика" стал одним из самых популярных в современном политическом лексиконе. Его используют на официальном уровне, в научном и обыденном обиходе и тем сложнее стоит задача выяснения сущности и содержания геополитики.
Особенностью становления геополитики как науки является то, что она, формируясь в различных странах отражала существовавшие в них взгляды на характер и содержание внешней политики, во многом объективированные природно-климатическими, пространственно-территориальными условиями развития государств. Не случайно сформировалось множество геополитических теорий, школ, научных направлений.
Начиная со второй половины ХХ в. стал формироваться единый для науки понятийный аппарат, методологический инструментарий. Тем не менее, пока не выработано единого понимания сущности геополитики, окончательно не определена ее предметная область. Зачастую под геополитикой понимают традиционную для политической науки область исследования внешней политики. Объясняется это тем, что в центр внимания геополитики как дисциплины ставятся проблемы современного мирового сообщества, которые находятся в предметной области теории международных отношений.
Все большее число исследователей склоняются к тому, что геополитика есть форма межгосударственных отношений, определяемая территориально-географическими факторами. В отличие от внешней политики здесь ограничены возможности регламентации и управления со стороны государственных и общественных институтов, а также международных организаций. Практически не действует международное право.
Геополитика оперирует определенными константами - неизменными величинами, не зависящими от воли политических лидеров, политических институтов, социума и в то же время активно влияющими на политику. Эти константы обусловлены географически и апробированы во времени, а сама геополитика так или иначе связана с территорией.
Что же представляет собой геополитика? Согласно самому простому определению, геополитика изучает отношения между пространством (во всех смыслах этого слова) и политикой. Какое влияние оказывет пространственный фактор на политику и поведение политических субъектов? Как используется этот фактор в реальной политической практике? Эти и другие вопросы являются предметом изучения геополитики.
В настоящем пособии авторами предпринята попытка в конспективной форме ответить на три группы актуальных вопросов: 1) что собой представляет геополитика как наука; 2) каковы тенденции и закономерности развития геополитической картины мира; 3) в чем состоит содержание и специфика российской геополитики?
Первый раздел посвящен обобщению имеющихся в научной и учебной литературе подходов и позиций в определении теоретических основ геополитики. В данном разделе авторы рассматривают процесс становления геополитики как науки, ее предмет, методологические основы и место в системе гуманитарного знания. Здесь раскрываются закономерности, методы науки, представлены геополитические теории, школы и направления.
В начале 90-х гг. геополитическая конфигурация глобального масштаба притерпела кардинальные изменения. Появление новых геополитических субъектов - суверенных государств Восточной Европы и постсоветских стран, изменило расстановку сил в мире, сам облик мира и его геополитическую картину. Характеристике современного геополитического пространства посвящается второй раздел. Авторы в сжатом виде раскрывают эволюцию геополитических моделей развития, современное состояние мира, дают представление читателю о мировом сообществе и СНГ как геополитических реальностях начала ХХI в.
Третий раздел посвящен анализу содержания и особенностей российской геополитической практики. В нем характеризуется геополитическое положение России и ее место в современном геополитическом пространстве. Выявляется роль геополитических факторов в региональной политике.
В пособии в помощь изучающим геополитику дается хронология основных геополитических событий ХХ века; представлены краткий словарь терминов и понятий, статистические материалы для анализа геополитических процессов.
Методические рекомендации к изучению учебного курса "Геополитика
Приступая к изучению геополитики как учебной дисциплины, следует иметь в виду, что эта наука относительно молодая, находится на стадии формирования. Геополитика изучает комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов (географических, исторических, политических, экологических и др.), оказывающих решающее воздействие на стратегический потенциал государства.
Область изучения геополитики - политические явления, взятые в их пространственном взаимоотношении при определении и достижении политических целей тех или иных государств.
Следует учитывать, что значимость пространственного (географического) аспекта определяется весьма простым фактом - каждое государство включает три необходимых компонента: территорию, народ, политическую организацию. Географическое положение каждого государства уникально; занимаемая им территория имеет свой неповторимый ландшафт, размеры, протяженность, форму, природные ресурсы. Территории государства пространственно ограничены, а их края образуют политические границы с территориями других смежных государств.
Специфика территориального положения страны обуславливает уникальность ее исторического фона, что в немалой степени определяет самобытность народа и самого государства.
Из всего множества факторов при анализе геостратегии государств географический в наименьшей степени подвержен изменениям; он служит основой преемственности политики государства. "География, - как считает известный американский геополитик Н. Спайкмен, - есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств потому, что он наиболее постоянен".
Территория, вне всякого сомнения, оказывает существенное влияние на идентификацию национальных и государственных интересов. Если проанализиррвать экономическую и политико-административную карту любого государства, то обнаруживается, что природные ресурсы обуславливают плотность населения и структуру народного хозяйства. Положение относительно экватора и океанов определяет близость или отдаленность от основных центров силы и районов конфликтов. Положение же относительно ближайших соседей создает потенциальных противников или союзников и тем самым - проблему безопасности. Топография страны оказывает воздействие на силу или слабость внутренних социальных и экономических связей, вместе с климатом определяет условия коммуникаций и внешней торговли. Вот почему оценка силовой позиции государства должна начинаться с анализа его географии.
Стратегия внешней политики любой страны также не может не учитывать положение, которое она занимает в мировом и региональном пространстве. Взять к примеру нынешний мир: он представляет собой такую геополитическую реальность, которую невозможно не учитывать в политической, экономической, военной стратегии государств.
Изучая геополитику, необходимо знать, что в число жизненно важных интересов любого государства входят самосохранение себя как определенной культурно-исторической общности. С геополитической точки зрения эта задача приобретает особый смысл. Так как территория является неотъемлемой частью государства, то самосохранение означает прежде всего сохранение территориальной целостности государства. Без этого, в свою очередь, не может быть и речи о политической и экономической независимости.
Решаемые государством экономические, внешнеторговые, демографические и иные задачи направлены на реализацию целей, которые можно причислить к геополитическим: поиски доступов к сырью и внешним рынкам, решение пограничных вопросов, ограничение или поощрение иммиграции и т. п. Изучая эти проблемы, их не следует ни абсолютизировать, ни недооценивать.
Важный раздел геополитики, один из предметов исследования этой науки - границы государства. Состояние границ свидетельствует о силе или слабости государства. Решение этой задачи невозможно без четкой для каждой страны концепции внешних границ и системы обеспечения их неприкосновенности.
При характеристике геополитических полей - эндемическом, перекрестном, тотальном, неограниченном следует обращать внимание на их динамическое взаимодействие, носящее устойчивый характер и характеризующееся целым рядом закономерностей. Кроме того, важное значение имеет анализ форм контроля над пространством (политический, экономический, военный, цивилизационный, демографический, коммуникационный, информационный, наземный, океанический, воздушный, космический).
Усвоение основных категорий и дефиниций геополитики, знакомство с геополитическими концепциями, оценка территориального императива, экономических, политических, социальных факторов мировой политики будут весьма полезными при анализе геополитических реальностей современного мира, проблем национальных интересов и безопасности различных государств, в т. ч. России.
Изучение учебного курса геополитики направлено на формирование современного знания в области геополитики на основе мирового и отечественного опыта и требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Целью преподавания курса является вооружение студентов системой научного знания о геополитике, геополитических интересах, методологических основах и технологиях реализации геополитических целей в объеме, необходимом для углубокого освоения специальных гуманитарных дисциплин.
Основные задачи курса:
· дать всесторонние знания об истоках, теоретических, методологических основах, закономерностях и принципах формирования геополитики и ее реализации в практической деятельности государств;
· приобщить слушателей к достижениям и ценностям отечественной и зарубежных геополитических школ, проблемам теории и практики современной геополитики;
· овладеть системой научных знаний о современном геополитическом состоянии мира, узловых проблемах обеспечения международной, региональной и национальной безопасности;
· способствовать формированию навыков самостоятельного научного анализа, оценки и прогнозирования современных геополитических явлений и процессов.
В результате изучения курса "Геополитика" слушатель должен:
· знать предмет, истоки и эволюцию становления геополитики как науки, проблемы геополитических аспектов развития современной России;
· уметь творчески использовать полученные знания для анализа социально-политических процессов и проблем российского государства;
· иметь представление о современных центрах геополитической мысли, политике государств по реализации своих национальных интересов;
· ориентироваться в геостратегии различных государств, в системе современных военно-политических отношений;
· владеть навыками самостоятельного анализа геополитических проблем для познания динамично меняющихся внутриобщественных и международных отношений.
Содержание учебной дисциплины предполагает включение в систему межпредметных связей гуманитарного профиля и специальных дисциплин. Особую важность имеет обеспечение межпредметных связей геополитики с политологией, теорией национальной безопасности, экономическими и юридическими науками, педагогикой, психологией, социологией, управленческими и рядом других дисциплин.
Освоение проблематики курса должно обеспечить изучение достижений отечественной и зарубежной науки.
При организации и проведении занятий преподавателю необходимо больше внимания уделить активным формам и методам обучения, индивидуальной работе со слушателями. Следует шире использовать метод проблемно-аналитического изложения материала, диалоговую форму работы с аудиторией.
Групповые занятия целесообразно проводить с использованием таких методических форм как "круглый стол", семинар, лекция-беседа, дискуссия, деловая игра с приглашением профессиональных политологов, специалистов-практиков.
Для улучшения восприятия материала целесообразно использовать наглядность в преподавании, компьютерные и других инновационные технологии.
В целях эффективного проведения "круглого стола" за 5-10 дней ориентировать слушателей на самостоятельную работу, сформировать учебные цели и задания. В процессе подготовки ознакомить слушателей с перечнем проблем, выносимых на обсуждение, дать рекомендации по подбору и изучению литературы.
В ходе занятия уделить особое внимание содержанию вступительного слова (5-7 мин.), где подчеркнуть актуальность и практическую значимость темы, порядок проведения занятия, его цели и задачи.
"Круглый стол" целесообразно проводить в форме, органически сочетающей в себе элементы теоретического анализа, дискуссии, реферирования литературы.
В заключении "круглого стола" (10 мин.) следует дать общую и персональную оценку, высказать свое мнение по спорным, наиболее сложным проблемам.
Одной из активных форм обучения является деловая игра.
Вариант возможной темы деловой игры "Регион в системе геополитических координат
Формулируется проблема: В современном мире сложились такие геополитические отношения, в которых существенную роль играют регионы. По оценкам специалистов в начале ХХI века под влиянием стремительно развивающейся информационной сферы произойдет изменение геополитической роли отдельных регионов, изменится соотношение сил и возможно всей геополитической конфигурации мира.
Цель игры - обосновать место и роль региона в системе геополитических координат.
Основная задача игры - определить влияние геополитических факторов в региональной политике, выявить взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность геополитической и геоэкономической составляющих регионального развития.
Организация деловой игры
Участники игры распределяются по основным ролям.
1. Группа представителей континентальных держав.
2. Группа представителей морских держав.
3. Группа геоэкономики по анализу территориальных проблем развития геоэкономических зон.
4. Группа представителей регионов.
Игра проходит в 4 этапа:
Первый этап - подготовительный. На данном этапе вырабатываются содержательные позиции каждой ролевой группы. Участники занимаются подготовкой тезисов выступлений по следующим проблемам:
· Конфигурация геополитических сил современности.
· Региональные проблемы геополитики.
· Геоэкономическая иерархия современного мира.
Второй этап - дискуссия по излагаемым вопросам, столкновение позиций, защита своих позиций.
Третий этап - согласование позиций, выработка концепции "Регион в системе геополитических координат".
Четвертый этап. В результате концептуального осмысления проблемы организовывается публичное обсуждение представленной слушателями модели "Регион в системе геополитических координат".
Слушателям предоставляются некоторые информационные (раздаточные) материалы и рекомендуемая литература по теме игры.
Ключевые понятия:
· регион
· геоэкономика
· геополитика
· геополитический потенциал
· морская, континентальные цивилизации
· национальные интересы
· геополитическое пространство.
Условия игры имитируют (наполняют, отражают) в главных чертах условия реальной жизни.
Преподаватель, организующий игру, должен при необходимости оказать консультативные услуги любому участнику игры.
Текущий контроль усвоения знаний слушателями по дисциплине "Геополитика" осуществляется в форме зачета, экзамена, тестирования с соответствующей оценкой.
При изучении курса "Геополитика" кроме академических учебников следует активно использовать справочные издания, в частности такие как: "Страны мира" (М., 1996), Атлас мира: страны мира в картах и цифрах (М., 1999). "Что есть что в мировой политике" (М., 1991) и др.

Hosted by uCoz