Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 3. Структура моральных требований к личности управленца

Этические принципы дают общие ориентиры, направления, обеспечивают целостность государственной службы как системы и выражают ее высшие нравственные ценности. Но без соответствующей конкретизации, определенной "приземленности", высокие этические принципы могут превратиться в красивые слова, абстрактные, оторванные от конкретной жизни теоретические схемы.

Действенность, эффективность этических принципов, наполнение их конкретным содержанием невозможно без этических норм, предписывающих человеку определенный стиль поведения, содержащих моральные ограничения, рекомендации, запреты, являющихся моральными гарантами того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

Этическая норма - правило, образец - одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая в двояком виде: с одной стороны, как элемент моральных отношений, норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей, как нравственный закон, поддерживаемый общественным мнением. С другой стороны, моральная норма выступает как форма морального сознания, в виде повеления человека самому себе, требующая неукоснительного выполнения, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

Этические нормы, развиваясь и совершенствуясь в процессе общественного развития, приобретают форму общечеловеческих ценностей. По принадлежностям к носителям ценностей принято выделять всеобщие, общие, групповые и личностные моральные нормы.

Всеобщие моральные нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они зафиксированы в "Десяти заповедях" - "почитай отца твоего и мать твою", "не убий", "не кради", "не прелюбодействуй", в "золотом правиле нравственности" - "поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе".

Общие нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех членов данного общества без исключения, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей.

Групповые нормы обеспечивают включение индивида в группу, облегчают ему усвоение механизмов группового взаимодействия.

Личностные нормы обеспечивают индивиду чувство самоуважения, высокой или низкой самооценки, уверенность в правильности своих действий. Отступление от личностных норм, их нарушение вызывает чувство вины, самоосуждение.

Более сложным и общим по сравнению с понятием моральной нормы является понятие моральных качеств личности. Оно позволяет выделять в общественной жизни и характеризовать с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные качества характеризуют как поступки, независимо от того, кто их совершает, так и отдельные стороны поведения отдельной личности, выступающие как свойства ее характера.

Нравственную характеристику государственного служащего как управленца можно представить как систему общих, конкретных и специфических моральных качеств.

Общие нравственные качества:

Жажда справедливости живет в каждом нормальном человеке, а нарастание несправедливости ведет к социальным потрясениям в обществе.

Конкретные моральные качества:

Специфические нравственные качества:

Присущие большинству государственных служащих высокие моральные принципы и качества, безусловное соблюдение ими моральных норм, чувство причастности к управлению и возможность через это влиять на состояние дел в обществе способствует выработке таких специфических профессиональных качеств, как повышенная социальная ответственность, перспективное мышление, способность анализировать и учитывать последствия принимаемых решений.

Вместе с тем в деятельности государственного служащего имеется немало факторов, способствующих формированию "корпоративной" этики, когда узкокорпоративные служебные цели и принципы превращаются в ведущие поведенческие принципы и приоритеты этического характера. Опора на корпоративные этические ценности отодвигает на периферию сознания и поведения доминирующую в обществе мораль, уничтожает у чиновников внутренние ограничения, способные предостеречь человека от равнодушия к интересам других людей, не принадлежащих к избранной касте больших или маленьких начальников. Корпоративные нравственные установки оправдывают своеволие чиновников, игнорирование ими всех других, не своих собственных интересов, создают собственную систему нормативных и моральных действий. То, что общество оценивает как криминальное отклонение в действиях чиновничества, с точки зрения корпоративной этики оправдывается и поощряется - взятки, злоупотребление служебным положением, бюрократизм и т.д. Никакие политические потрясения не изменили свод корпоративных этических правил, сформировавшихся у российского чиновничества - манипулирование людьми и информацией ради собственной выгоды, неясность в выражении мнений, пренебрежительное отношение к посетителям, необязательность в выполнении обещаний, замена служебных отношений межличностными, перестраховка под видом добросовестности и бдительности, псевдоактивность, имитация бурной деятельности.

Негативными последствиями корпоративной этики государственных служащих становится утрата ими таких традиционных профессиональных качеств, как законопослушность, преданность своему делу, ответственность, чувство долга и справедливости.

Лучшей гарантией против разрушительного воздействия "корпоративной" этики на современных чиновников является высокий моральный облик управленца, прочность его нравственных устоев.

Hosted by uCoz