Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 3. Теория потребительского поведения

  1. Потребительские предпочтения. Закон убывающей предельной полезности

  2. Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции

  3. Ординалистская концепция потребительского выбора: кривые безразличия и линия бюджетных ограничений

  4. Кривые безразличия и их применение в анализе потребительского выбора

Потребительское поведение рассматривается с позиции кардиналистской и ординалистской концепций. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.

Под предельной полезностью понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу.

По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается.

В этом заключается закон предельной полезности, лежащий в основе закона спроса.

Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В, либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.

Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. Множество кривых безразличия составляет карту безразличия, где более высокая кривая безразличия отображает относительно большую полезность.

Кривые безразличия имеют нисходящий характер и демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (МRS), в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

Точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей. МRS в данной точке равна обратному соотношению цен товаров.

Линия “доход - потребление” проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. Для нормальных то варов она имеет положительный наклон. Линия “цена - потребление” проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая спроса.

Необходимо учитывать два отдельных эффекта, влияющих на величину потребительского спроса. Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены потребитель может проявить возросший спрос при прежней величине дохода. Эффект замещения указывает на то, что потребитель замещает подешевевшим товаром другие продукты.

Потребительские предпочтения - это симпатии и антипатии в отношении товаров. В их основе лежит оценка полезности.

Image316.gif (2487 bytes)

Image317.gif (2495 bytes)

 

 

Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции:

Image318.gif (1149 bytes)

Ординалистская концепция потребительского выбора: кривые безразличия и линия бюджетных ограничений

    1. Наклон кривой безразличия равен     и  имеет   отрицательный  знак. Поэтому

 

 

Правило потребительского выбора в ординалистской концепции

В точке С находится оптимальный для потребителя набор.

Кривая “Цена – потребление” и построение кривой спроса

 

Эффект дохода и эффект замещения

Hosted by uCoz