Несовершенно конкурентные рынки, их типы и характеристика
Кривая спроса, предельный доход и выпуск в условиях чистой монополии
Понятие ценовой дискриминации.
Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
Модели рыночного поведения олигополии
Монопольная власть и государственное регулирование
Характерной чертой рынков несовершенной конкуренции является наличие определенной монопольной власти. Ее возникновению способствуют юридические и естественные барьеры входа в отрасль. В зависимости от степени прочности этих барьеров возникает либо чистая монополия, либо монополистическая конкуренция, либо олигополия.
В случае чистой монополии фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов, при этом существует относительно свободное вхождение в рынок. На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.
Кривая спроса на продукт чистой монополии и фирм монополистической конкуренции является кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон. Поэтому фирмы могут оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров (для монополистической конкуренции контроль неполный).
В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы).
Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (ТR) и предельного дохода монополии (МR). Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны, и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный. Монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.
Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется правилом: MR = МС. По графику это будет точка пересечения кривой предельных издержек и кривой предельного дохода. Устанавливаемая цена определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек.
В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию - устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей.
Свободный вход на рынок монополистической конкуренции новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль.
Главная черта олигополистического рынка состоит в тесной взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска. В теории разработан ряд моделей, объясняющих рыночное ценообразование олигополии. Наиболее типичные модели: угловая (ломаная) кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, “издержки плюс”. Какой-либо единой теории рыночного ценообразования олигополии не существует.
Несовершенно конкурентные рынки, их типы и характеристика
Характерные черты несовершенной конкуренции
Кривая спроса, предельный доход и выпуск в условиях чистой монополии
Кривая спроса монополиста (DD) имеет нисходящий характер. Предельный доход (MR) меньше цены. Когда предельный доход положителен, общий доход возрастает при сокращении цены. Когда предельный доход отрицателен, общий доход сокращается при понижении цены. Общий доход достигает максимума, когда предельный доход (MR) равен нулю. Когда MR > 0, спрос является эластичным. Когда MR < 0, общий доход в этой точке достигает максимума.
Графический анализ цены и объема выпуска монополиста
Монопольная фирма максимизирует прибыль, выпуская количество товара, соответствующее точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Pm, которая требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm. Заштрихованная область соответствует экономической прибыли монополиста.
Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Долгосрочное равновесие
Графическая модель долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Это приводит к объему выпуска, для которого P = AC = MC.
Тайный сговор - форма олигополистического поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Ломаная кривая спроса
Модель объясняет негибкость цен. Форма кривой олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. Результат - ломаная кривая спроса у фирмы.
Графический анализ ломаной кривой спроса
P - установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится. Кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв. Из-за разрыва в величинах МR на цену товара и объем выпуска не будет оказывать воздействие изменение предельных издержек.
Лидерство в ценах
Модель ценообразования “издержки плюс”
P = ATC + накидка.
ATC берутся для некоторого типичного объема производства.
Накидка = % прибыли на капитал.
Модель совместима с тайным сговором и лидерством в ценах.
Модель регулируемой естественной монополии
Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще снижаются. Нерегулируемый монополист выбрал бы объем производства Qm и назначил бы цену Pm. Здесь он имел бы экономическую прибыль (заштрихованный прямоугольник). Поскольку цена превышает MC, недоиспользуются ресурсы.
Рынок бы установил объем производства в точке, где P = MC. MC пересекает DD в точке R. Следовательно, рынок установил бы цену P2. Если государство установит эту цену на продукт монополиста, то фирма будет нести убытки. Государство должно в таком случае либо выделить субсидии фирме, либо отступить до некоторой степени от правила MR(P) = MC. Регулирующие агентства могут разрешить фирме справедливую прибыль, установив цену Pt, покрывающую издержки, и снизив объем выпуска до Q1.
Дилемма в политике регулирования