1. XX век своими достижениями в области науки и техники вносит коренные изменения в жизнь человека и общества. Феномен глобализации порождает специфические противоречия общественного развития. Поскольку средством осознания глобальности и всеобщности является философия, представляется целесообразным определить ее роль и значение в развитии материальной и духовной культуры цивилизации.
В буквальном смысле слово "философия" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) означает "любовь к мудрости". Впервые его употребил Пифагор, истолковал и закрепил в европейской культуре Платон, а выделил как особую область теоретического знания и определил специфику Аристотель. Появление философии - это попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Мировоззрение представляет собой сложные взаимодействия эмоциональных и интеллектуальных компонентов мироощущения и миропонимания. Оно возникло на основе простейшего человеческого опыта и взаимоотношения человека с природными объектами, в своем развитии прошло три этапа: примитивно-эмпирический, мифологический, религиозный.
Весьма распространена концепция трех основных подходов к изучению мировоззрения: гносеологический - (внимание сосредотачивается на том, что и каким образом отражается, определяется - субъект отражения), социологический (ориентирует на познание социальных основ и функциональной роли мировоззрения в обществе), аксеологический (ценностная оценка явлений в категориях добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого). Кроме названных трех возможны и другие подходы: исторический, психологический и т.д., однако наиболее плодотворный результата дает комплексный подход, при котором мировоззрение предстает в одном контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к миру.
Мировоззрение утверждается в каждом индивидуальном сознании, поскольку в нем имеется житейский опыт, с которым равно сосуществуют доводы рассудка и предрассудков, рациональное и иррациональное. Мировоззрение воспроизводит действительность и отражает ее с помощью своих элементов (наука, литература, искусство, мораль, право, религия и т.д.), каждый из которых специфичен как по продукту, так и по способу функционирования.
2. Философия как структурный элемент общественного сознания и мировоззренческой системы вскрывает предельно общие связи объективного мира, истинность которых подтверждается совокупной исторической практикой человечества, строит систему взглядов на мир, как и мировоззрение, из взаимоотношений познающего субъекта и познаваемого объекта. В фокусе всей философской проблематики стоят вопросы взаимоотношений человека с природой и обществом. Человек в рационалистической философии - деятельностное существо, способное изменить и преобразовать действительность.
Среди философских способов освоения мира предпочтение отдается универсализму, субстанционализму и размышлению - сомнению по поводу того, что общепринято и что есть на самом деле. Это в свою очередь обеспечивает духовно-практическую направленность философии.
Философия, являясь частью теоретической основы мировоззрения, выступает как информация о мире и отношение к нему человека и как комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности. В качестве мировоззренческой компоненты философия конструирует свою систему взглядов на мир исходя из взаимоотношений познающего субъекта и познаваемого объекта; отрицает пассивность и созерцательность, является духовной основой всех остальных элементов мировоззрения; развертывает универсальную концепцию мира, его настоящего, прошлого и будущего, которая определяет не только типологию мировоззрения, но и типологию отношения социального и индивидуального на разных исторических этапах; концентрированно представляет взгляды и интересы той или иной группы людей.
Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей: теоретический уровень. Мировоззрение, в свою очередь, в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Попытки строить философию в форме системы теоретического знания впервые обнаружены в Древней Греции, хотя философские взгляды и представления о сущности окружающего нас мира и место человека в нем имели место в Древней Индии и Древнем Китае. Античные философы первыми доказывали и объясняли с помощью логических понятий объективность естественных законов мироздания, единство природы и человека. В Новое время приоритет отдается выявлению общего в единичных явлениях, усиливалась тенденция отпочкования систем естественно-научного знания. В связи с чем философия все более становится интегрирующим звеном в системе мировоззрения, завершение этого процесса связано с именами Гегеля, Вольтера, Рапопорта. В XX веке дифференциация философского знания способствовала развитию философии науки, философии истории, истории философии, философии культуры, философии права, философии человека, философии языка и т.д.
Философия всегда имела предмет своего исследования: область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью, формами и самое главное - над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, т.е. сущностных отношений человека к миру. Таким образом философия познает субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения на уровне теории и повседневно-практической жизнедеятельности общества и человека.
3. Когда мы говорим о связи философии и науки, то чаще всего имеем в виду естественнонаучное познание. Для индивидуального философского мышления характерно восприятие мира на двух уровнях: мое "Я" и другое "не Я" как многообразие природных, социальных явлений, других индивидов и т.д. В этой связи приоритетными оказываются экзистенциональные вопросы бытия человека. В то время как частные науки все более удаляются от их решения, философия, наоборот, стремится повернуть их лицом к индивиду и одновременно "схватить" всеобщее в системе "мир - человек". Оперируя универсальными категориями, она объясняет единое сущностное начало, частные же науки через толкование понятий развивают категориальный аппарат.
Претендуя на всеобщность познания, философия претендует и на научность отражения. Обосновать это крайне сложно, ибо только часть положений верифицируется (проверяется); части - присущ плюрализм; к тому же, изучая общее и особенное в сфере надстроечных отношений, философия отражает интересы определенных социальных групп, т.е. их идеологические установки - отсюда делается вывод: невозможна ее самодостаточность. Другая группа мыслителей приходит к не менее категоричному выводу: если некоторые научно обоснованные положения противоречивы и возможно доказать их опровергаемость, то любые философские воззрения несостоятельны.
Впервые попытался покончить с подобными упрощенными представлениями о философском плюрализме Г.Гегель. Он связал многообразие философии с многообразием человеческой деятельности, одной из форм постижения которой выступает философия. Поскольку реальность многообразна, постольку и философия, осмысляющая ее, многообразна. Но это особое многообразие - единства. Признавая ценность каждой философской системы, он подчеркивал ее относительность. Абсолютным, непреходящим в философских системах он называл момент разворачивания "Абсолютной идеи", а временным, преходящим - абсолютизацию этого принципа, которая неправомерно противопоставляет одну философскую систему другим. Нельзя не согласиться с Гегелем: философии всегда присущ плюрализм идей и концепций. Но тем не менее всегда существуют философы, претендующие на универсальность своих воззрений.
Не утверждая категорично, что философия является наукой, мы не можем отказать ей в соответствии раскрываемых ею связей объективной реальности, в частности, ее рационалистическим школам, течениям, направлениям, сопутствующих прогрессу общества и цивилизации в целом.
4. Отношение материи и сознания - это центр напряженности философских систем мировоззренческих установок мыслителей: это приоритетность материального или духовного; что считать материальным, а что духовным; что является первоосновой мира.
Структурный подход к основному вопросу философии в таком случае предполагает два аспекта:
Речь идет о соответствии представлений, понятий познающего субъекта о мире, конкретных вещах, сущности мира этих вещей.
Трактовка основного вопроса не замыкалась на признании первичности одной из двух субстанций. Да и идеалисты, оппонируя марксистам, не отрицают материю, но рассматривают ее как низший вид бытия - вторичное (сотворенное) начало.
Основным вопросом для многих философских систем являются проблемы метода познания. Ф.Бэкон считал, что цель всякой науки - приумножать мощь человека и его влияние на природу для улучшения судьбы человеческого рода. Особое значение он придавал научному знанию, имеющему посылки из целенаправленно организованного эксперимента. Бэконовский метод эксперимента как индивидуальный метод и его принципы очищения интеллекта от "врожденных" идолов заблуждения человека уже в то время развенчивали наивность сенсуалистического реализма, показывали несостоятельность абстрактно-спекулятивной метафизики.
Содержание гносеологических представлений конца XX века определяется особенностями информационного общества: изменяются объекты исследования, ими чаще всего становятся ценностные, саморазвивающиеся "человекоразумные" системы, идеи и методы синергетики; преодолевается разрыв между объектом и субъектом познания; соединяется объективный мир и мир человека, время внедряется во все области науки и т.д.
Среди философских методов в данной познавательной ситуации наиболее эффективными оказываются диалектический, феноменологический, герменевтический и др.
Со времен древнегреческих философов мыслители расходятся во мнении относительно достижения истины, источников знания, что и послужило разделением их на рационалистов (лат. ratio - разумный) и эмпириков (греч. empiria - опыт). Первые находят этот источник в разуме и абстрактном мышлении, вторые уповают на чувственный опыт человека и его ощущения. Подобной структурализации подвергаются философские системы и принципы, в которых фиксируется объективная реальность и исходные установки научного познания.
Всеобщая философская методология рассматривается не только как средство поиска или обоснования основного вопроса в общественно значимом или индивидуальном сознании. Она обогащает мировоззрение и мироощущение, в конце концов, означает момент в развитии духовной культуры и понимании человеческого бытия.
Логически обоснованного ответа об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно дать. Здесь имеет право быть сократовский императив: "познай самого себя"; размышления Л.Н.Толстого, который понимал смысл жизни человека в том, чтобы после смерти продолжало действовать его отношение к миру в сотворенной им духовной культуре; убеждение Ф.М.Достоевского, что каждый должен иметь представление о смысле своей жизни, иначе человек "не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на Земле, хотя бы кругом его все были хлебы".
Философия XX века одной из важнейших своих задач считает овладение методологическим аппаратом социального познания. В действительности и мировоззренческая и методологическая функции взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга: с одной стороны, метод включен в мировоззрение, так как наше знание об окружающем мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальных взаимосвязей и развития в нем; с другой стороны, мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.
Вырабатывая обобщенную картину мира, определяя категориальный строй современного научного мышления, философия ориентирует деятельность человека на внешний предмет и осуществляет построение социально-духовных структур (модели общественного прогресса); анализирует формы самодетерминации поведения человека во всех формах его бытия; обеспечивает "диалог культур", характеризуя "механизмы" их социальной наследственности.