7.1. Профессионально–квалификационная и должностная структуры государственной службы (проблемы оптимизации)
Развитие отечественной государственной службы сопряжено с ее усложнением и появлением новых профессий, специальностей, что позволяет говорить о процессе профессионализации данной сферы трудовой деятельности. Профессионализация труда в системе государственной службы означает, что трудовые функции достигли такого уровня сложности, для успешного выполнения которых требуется профессионализм, т.е. способность человека соответствовать требованиям профессии или превосходить их.
Профессия – это комплекс присущих человеку специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки или длительной практической деятельности и позволяющих ему выполнять установленные трудовые функции.
Помимо профессии существуют и другие, более узкие формы участия человека в служебной деятельности - специальности и специализации. Под специальностью понимается такой объем специальных знаний, умений и навыков, который по своему содержанию и уровню развития достаточен для выполнения части трудовых функций в рамках профессии. Еще более узкой, чем специальность, формой участия человека в профессиональном разделении труда является специализация.
Профессиональное разделение труда в сфере государственного управления предусматривает не только возможность реализации человеком своих профессиональных способностей, но и выполнение трудовых функций, заданных конкретной должностью. Под должностью понимается установленная в организации социальная роль, выполняемая работником. Таким образом, в учреждениях государственной службы складываются две формализованные структуры: профессионально-квалификационная (совокупность профессий, специальностей и квалификаций персонала) и должностная (совокупность должностей, существующих в организации).
Для становления российской государственной службы весьма актуальной является проблема определения перечня профессий и специальностей, необходимых для государственного управления. Решение этой проблемы связано с разработкой оптимальной структуры и состава государственных органов. Здесь особую важность приобретает разработка под создаваемые структуры должностей проектов профессионально-квалифицированных структур и профессиограмм государственных служащих.
Решение указанных проблем позволяет более точно ответить на вопросы:
Верные ответы на эти вопросы позволят провести корректировку образовательных программ, спланировать подготовку персонала госслужбы, организовать эффективный отбор наиболее квалифицированных специалистов, провести другие мероприятия, повышающие результативность кадровой политики и обеспечивающие повышение качества административно-политической элиты.
Необходимо, однако, отметить, что нынешняя кадровая политика пока далека от научных рекомендаций. Непродуманность, частая реорганизация структур государственных органов, причем нередко под "нужных", "своих" людей, отсутствие научно обоснованных описаний должностей замедляют и затрудняют работу по созданию профессиограмм государственных служащих – документов, содержащих основные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности. Негативное воздействие указанных явлений на реализацию ГКП очевидно.
Доступные цены! визитки , гарантии качества!