8.3. Кадровая политика как средство нравственного оздоровления государственной службы
Формирование благоприятного имиджа государственной службы зависит от коренного улучшения всего комплекса управленческой деятельности и прежде всего от государственной кадровой политики. Опыт показывает, что "оторванность чиновника от народа" имеет реальные основания там, где население не информируется о новых кадровых назначениях, трудовом и жизненном пути, семейном положении государственных чиновников, мотивах их служебного выдвижения. Важно также сделать более открытой деятельность государственных органов и организаций путем регулярных выступлений их руководителей и специалистов в СМИ с изложением планов работы, достижений, нерешенных проблем и предпринимаемых действий. Достоверная информация позволяет выявить непрофессионализм работников и принять соответствующие кадровые решения. Опыт налаживания регулярной и разносторонней коммуникации органов власти и должностных лиц с населением, накопленный за последние годы в Москве, свидетельствуют о положительных сдвигах в нравственных оценках личности и деятельности мэра Москвы, других руководителей и специалистов.
С особой остротой воспринимается нашим населением нравственная проблема привилегий чиновничества. В значительной мере это объясняется идеями эгалитаризма, равенства людей, заложенных в советский период. Здесь требуется постоянное, но настойчивое изменение сознания людей в направлении восприятия привилегий как объективной необходимости государственной службы в любом обществе. В этих целях необходимо:
При таком подходе негативное влияние привилегий на нравственную оценку государственных служащих значительно снижается. Серьезного внимания заслуживает также проблема разработки и принятия Этического кодекса государственного служащего. Проект кодекса, разработанный по заданию Администрации Президента РФ группой специалистов РАГС и МГУ под руководством профессора В.М.Соколова, представляет собой систему определенных нравственных стандартов, конкретных норм поведения государственных служащих как особой социально-профессиональной группы, главная задача которой - обеспечить реализацию государственных функций.
Он не регламентирует частной жизни государственного служащего, не ограничивает его прав и свобод вне службы. В то же время кодекс определяет нравственную сторону его профессиональной деятельности, устанавливает четкие этические нормы его служебного поведения. Важно также, что в условиях господства нравственного плюрализма мораль должностного лица определяется прежде всего общественными потребностями. При этом предусматриваются специальные процедуры и методы контроля за соблюдением этических стандартов, ибо служебное поведение, по определению, является контролируемым поведением.
Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. Чтобы Этический кодекс стал действенным инструментом ГКП, необходимо разработать механизм его реализации: процедуру принятия, способы контроля и санкции за нарушение его норм.