1.1. Понятие общественного сектора. Цели, объекты и инструменты государственного регулирования
Современная экономика во всех странах мира представляет собой смешанную экономику, в которой наряду с рынком активную роль играет государство, соответственно, наряду с частным сектором ее важнейшей составной частью становится общественный сектор. Теоретические основы деятельности государства в мировой экономической науке разрабатываются в рамках теории экономики общественного сектора (согласно зарубежной терминологии) или теории государственного регулирования экономики (согласно отечественной терминологии). Данная теория является непосредственным продолжением теории макро- и микроэкономики и посвящена изучению роли государства в современной экономике. Анализ теоретических основ государственного вмешательства в экономику сопровождается в ней изучением практических проблем разработки государственной экономической политики.
Можно выделить следующие четыре основных определения общественного сектора экономики.
1. Совокупность материальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства.
Данное определение отвечает на вопрос: какие ресурсы использует государство? В его основе лежит исходная для экономической теории проблема поиска наилучших способов использования имеющихся ограниченных ресурсов, или концепция альтернативной стоимости. На рис.1 представлена кривая производственных возможностей при выборе между производством продукции в частном (QР) и общественном (Qs) секторах экономики. Если в исходной ситуации общество эффективно использовало ресурсы и находилось на кривой производственных возможностей (например, в точке А), то любая программа, предусматривающая расширение выпуска общественных товаров (например, в количестве D QP), означает сокращение выпуска частных товаров (на рисунке в количестве D Qs) и соответствующий переход к другой точке на кривой производственных возможностей (к точке В), поскольку ограниченные ресурсы перемещаются при этом из частного в общественный сектор экономики.
2. Совокупность общественных расходов, включающих как государственное конечное потребление, так и трансферты.
Данное определение отвечает на вопрос: сколько государство тратит? Оно более широкое по сравнению с предыдущим, поскольку наряду с расходованием ресурсов при государственных закупках товаров и услуг учитывает перераспределение ресурсов при государственных трансфертах, тем самым позволяет анализировать важнейшую тенденцию второй половины ХХ века к расширению социальной политики государства и соответствующему опережающему росту трансфертов в общественных расходах.
3. Собственность, находящаяся под контролем государства.
Данное определение отвечает на вопрос: что государство контролирует. Прежде всего к общественному сектору относится имущество, находящееся в государственной собственности, и в данном случае исследуется вопрос: чем государство владеет? Однако, учитывая возможности управления собственностью с помощью контрольного пакета акций, понятие собственности, находящейся под контролем государства, существенно шире.
4. Выпуск продукции на государственных предприятиях.
Данное определение отвечает на вопрос: что государство производит? Оно характеризует результаты использования материальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Заметим, что в общественный сектор при этом обычно не включается продукция, которая финансируется государством, но производится в частном секторе. В центре внимания данного определения находится эффективность использования государственной собственности. Для общественного сектора характерна долгосрочная тенденция к росту относительных цен и издержек по сравнению с частным сектором. Это связано с применением более трудоинтенсивных технологий и более низким ростом производительности труда в общественном секторе.
Все перечисленные определения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наиболее широко на практике применяется второе определение как наиболее широкое и обеспеченное статистической информацией. Именно для ХХ века характерен резкий рост роли государства в экономике: доля общественных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) в среднем для 17 крупнейших стран с развитой рыночной экономикой увеличилась более чем в 5 раз - с 9% в 1870 г. до 47% в 1994 г.
В США масштабы общественного сектора ниже по сравнению с другими развитыми и особенно европейскими странами, тем не менее доля общественных расходов в ВВП достигла в 1997 г. 34%. Другими словами, сегодня каждый второй доллар ВВП в развитых странах в целом и каждый третий в США определяется деятельностью государства.
В России расходы консолидированного бюджета составили в 1997 г. 839,5 трлн руб. или 32% к ВВП. Такой относительно низкий уровень прежде всего отражает трудности реформирования экономики и соответствующую динамику основных ее показателей.
В своей деятельности государство достигает множества целей, среди которых прежде всего следует выделить экономическую эффективность и социальную справедливость. Кроме того, в ХХ веке связи с расширением масштабов циклических колебаний и нарастанием долгосрочных структурных диспропорций в качестве важнейшей цели выступает обеспечение экономической и социальной стабильности.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма. В соответствии с объектами выделяются и направления государственной экономической политики: социальная, структурная, антициклическая, инвестиционная, территориальная, внешнеэкономическая, валютная, политика занятости.
Для осуществления той или иной политики государство может использовать различные средства. Инструменты государственного регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные (см. рис. 2). Инструменты прямого воздействия на экономику прежде всего связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность. Косвенные инструменты государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Последние связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.
Мечтаете о красивой татуировке - татуировки и их значение. VIP Тату салон New Ethnic.