Понятие общественных товаров вводится как противоположное понятию частных товаров (см. рис. 4). Общественные товары характеризуются двумя основными свойствами: неконкурентностью и неисключаемостью. Этим они отличаются от частных товаров, которым свойственно сочетание конкурентности и исключаемости.
Неконкурентность товара - отсутствие конкурентности (соперничества) в потреблении. Это означает, что потребление товара одним субъектом не ограничивает возможности других использовать тот же товар.
В процессе потребления каждым конкретным экономическим субъектом общественные товары не расходуются, они остаются доступными для других пользователей в том же самом объеме. Например, одну и ту же телепередачу одновременно может смотреть множество семей.
Неисключаемость товара - невозможность исключить (выделить) потребление данного товара. Это означает либо техническую сложность или даже полную невозможность выделения потребления товара определенными субъектами, либо экономическую неоправданность исключения, связанную с высоким уровнем затрат на выделение потребления.
Данное свойство в решающей мере определяет возможность установления цен. В случае неисключаемости невозможно выделить и исключить из потребления товара тех, кто не хочет за него платить. После того, как общественный товар произведен, он становится в равной степени доступным для всех потребителей. Ни один из них просто не может быть исключен из сферы потребления данного товара. Соответственно, обычный рыночный механизм купли-продажи для общественных товаров оказывается неэффективным.
По сочетанию исключаемости и конкурентности все товары разбиваются на четыре группы. Большинство из них представляет собой частные товары и на рис. 4 располагается в правом верхнем квадрате, т.е. характеризуются высокой степенью исключаемости и конкурентности. Чистые общественные товары, для которых одновременно свойственны и неисключаемость, и неконкурентность, представляют собой прямую противоположность частным и встречаются относительно редко. В качестве примера можно назвать обороноспособность страны.
Многие товары нельзя отнести ни к чистым частным, ни к чистым общественным. Смешанные, или, другими словами, квазиобщественные товары, представленные на рисунке закрашенной областью, занимают промежуточное положение между частными и общественными товарами. По сочетанию двух основных свойств их можно подразделить на две группы: коммунальные, характеризующиеся конкурентностью и неисключаемостью, и условно-общественные, сочетающие неконкурентность и исключаемость.
Несостоятельность конкурентного рыночного механизма в решении проблемы обеспечения общественных товаров предопределяется названными свойствами общественных товаров, в частности, к так называемой проблеме “безбилетника”, или психологии бесплатного пользования, когда потребители пользуются выгодами от использования товара, не оплачивая издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В самом деле, в случае неисключаемости каждый потребитель надеется, что он сможет получить товар независимо от того, заплатил он за него или нет. При этом у потребителей исчезает экономический стимул добровольно оплачивать свой доступ к потреблению каждой дополнительной единицы товара (как в случае частных товаров), и возникает необходимость использования совместного финансирования его предоставления (например, через налоговую систему).
Из-за указанных свойств общественного товара после его производства потребители, с одной стороны, могут им пользоваться без ущерба для других, с другой стороны, знают, что это потребление невозможно выделить. В результате они рассчитывают на возможность получить товар независимо от оплаты, ждут этой возможности “покататься бесплатно” и преуменьшают свою готовность платить за этот товар, свой спрос на общественный товар. При этом кривая спроса, проявляющегося на рынке, перемещается влево - вниз. Сдвиг кривой спроса из положения D в D' представлен на рис. 5.
Одновременно производители не заинтересованы в производстве такого товара, спрос на который скрывается. Они производят только то количество общественного товара, на который предъявлен спрос и, следовательно, оплачены издержки. Поэтому производится слишком мало общественных товаров по сравнению с эффективной точкой Еs. Таким образом, конкурентные рынки не приводят к эффективному объему предоставления общественных товаров. В результате возникают чистые потери для общества (социальные потери), связанные с преуменьшением спроса на общественный товар. На графике они представлены заштрихованной областью. Чем больше число “бесплатно катающихся”, чем значительнее сдвиг кривой спроса, тем больше отклонение от оптимума и тем больше социальные потери.
Таким образом, для общественных товаров конкурентный рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность в решении проблемы эффективного распределения ресурсов. Государство берет на себя коррекцию рынка и возвращает общество в эффективное состояние, осуществляя переход из точки Ep в E0.
Перейдем к выяснению одного из основных вопросов, стоящих перед государством при обеспечении товаров через общественный сектор и позволяющих оценить обоснованность масштабов деятельности государства: каким должен быть эффективный уровень предоставления общественных товаров? В общем виде ответ на него не отличается для любых товаров - он определяется в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Предложение общественных товаров формируется аналогично частным товарам. Специфика общественных товаров проявляется прежде всего при формировании коллективного спроса на эти товары.
Предположим, что для каждого из потребителей i задана кривая индивидуального спроса Di на некоторый товар, представляющая результаты его оптимального выбора и показывающая максимальную цену за товар, которую потребитель готов заплатить при каждом уровне его потребления.
При формировании коллективного спроса проявляются противоположные свойства частных и общественных товаров. Если для частных товаров в силу их конкурентности и исключаемости каждый потребитель может использовать разное количество товаров при одной и той же цене, то для общественных товаров каждый потребляет одинаковое их количество, но может иметь различные MRS и готов оплатить это количество по разным ценам. Поэтому для частных товаров коллективный рыночный спрос на товар формируется в результате суммирования величин индивидуального спроса при одинаковой цене или горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса. Для общественных товаров коллективный спрос определяется суммой цен, которые покупатели все вместе готовы заплатить за данное количество товара, или суммированием по вертикали индивидуальных кривых спроса.
В равновесии кривые коллективного спроса и предложения пересекаются, при этом устанавливается эффективное распределение ресурсов.
Условие эффективности для частных товаров предполагает, что все потребители i приравнивают свои предельные нормы замещения к одной и той же величине, совпадающей в равновесии с предельной нормой трансформации, т.е. выполняются следующие соотношения:
Условие эффективности для общественных товаров можно сформулировать следующим образом: оптимальное количество общественного товара достигается, когда общее желание платить за дополнительную единицу товара совпадает с готовностью ее предоставить , т.е. равняется предельным затратам на производство этой единицы:
i = .
В случае частных товаров конкурентная экономика при отсутствии провалов рынка обеспечивает их эффективное количество. В отношении общественных товаров вопрос остается открытым, и ответ на него зависит от того, насколько правдиво обнаруживают свои предпочтения потребители, в какой степени государство сумеет их выявить и каким образом оно установит затем плату за обеспечение общественных товаров. Если в случае частных товаров у экономических субъектов нет стимула скрывать свою истинную оценку того или иного товара, то для общественных товаров такой стимул возникает в связи с проблемой безбилетника. Кроме того, решения о предоставлении общественных товаров принимаются в результате коллективного выбора в рамках политического процесса, при этом возникает целый ряд специфических проблем политического выбора.