Для государства достижение социальной справедливости за счет имеющихся в его распоряжении средств и прежде всего за счет перераспределения доходов является важнейшим направлением деятельности (наряду с изменением в распределении ресурсов для обеспечения эффективных состояний).
Исходным пунктом деятельности государства по перераспределению доходов можно считать оценку состояний экономики с точки зрения социальной справедливости. Другими словами, возникает вопрос, как сопоставить разные состояния экономики по достижению большего или меньшего уровня социальной справедливости.
Для соизмерения справедливости различных распределений благ между i-ми членами общества можно использовать функцию общественного благосостояния F как функцию от индивидуальных полезностей Ui :
F = F(U1,…, Ui,…, Un).
Наибольшую известность получили следующие принципы социальной справедливости и соответствующие им разновидности функции общественного благосостояния.
1. Эгалитаристский подход, предполагающий равное (уравнительное) распределение благ между членами общества:
U1 = U2 = … = Ui = … = Un.
2. Утилитаристский подход, максимизирующий общую суммарную полезность всех членов общества:
F = U1 + U2 + … + Ui +… +Un .
При этом предполагается соизмеримость, или возможность определения всех индивидуальных полезностей с помощью некоторого единого измерителя и их взвешивание с единичными коэффициентами (тем самым одинаковая значимость всех полезностей с точки зрения вклада в общую полезность).
3. Роулсианский подход (названный по имени современного философа, автора “теории справедливости” Дж.Роулза), максимизирующий полезность наименее обеспеченных членов общества:
F = min {U1,…,Ui,…,Un}.
Для измерения степени неравенства в обществе на практике используется целый ряд методов, и одним из наиболее известных считается кривая Лоренца, графически представляющая информацию о распределении дохода различных групп населения. Необходимые для такого анализа исходные данные собираются статистическими службами большинства стран, что позволяет проводить международные, межрегиональные и межвременные сопоставления уровня неравенства. При этом используется следующий стандартный прием. Все население разбивается на равные по численности группы, проранжированные по уровню дохода. Для каждой группы населения приводятся данные о получаемой доле совокупного дохода.
Рассмотрим процесс построения кривой Лоренца на основе указанных исходных данных (см. рис. 8). По горизонтальной оси нарастающим итогом откладывается доля населения, начиная с групп с самым низким доходом и переходя к группам со все более высоким доходом, вплоть до 100%. Затем на вертикальной оси указывается доля дохода, который получает процент населения, указанный на горизонтальной оси.
Кривая Лоренца показывает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.
В самом деле, форма данной кривой свидетельствует об определенной степени равенства в обществе. Например, ее удаление от диагонали соответствует увеличению неравномерности в распределении дохода, а приближение к диагонали, наоборот, достижению большего равенства. Совпадение с диагональю означает абсолютное равенство в распределении доходов, а положение прямого угла ОВС - абсолютное неравенство. Количественным показателем уровня неравномерности распределения дохода является коэффициент Джини, или коэффициент концентрации. Он определяется как отношение площади между кривой Лоренца и диагональю к площади треугольника ОВС, т.е. устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов от равномерного. В развитых европейских странах в 1992 г. он составлял около 30% и выше, в США - 47%, в России - 29% и увеличился к 1995 г. до 38%.
При одновременной оценке состояний с точек зрения и экономической эффективности, и социальной справедливости возникает сложная проблема взаимосвязи указанных двух критериев. Наблюдается обратная (противоположная) зависимость между эффективностью и равенством, т.е. большее равенство достигается ценой снижения эффективности, и наоборот, для повышения эффективности необходимо (при прочих равных условиях) усилить неравенство в распределении доходов. Например, расширение программ пенсионного обеспечения способствует увеличению равенства в обществе, однако приводит к более раннему выходу на пенсию и усилению бремени налогов, за счет которых финансируются такие программы. Наоборот, чтобы не подорвать стимулы к поиску работы, величина пособий по безработице не должна быть слишком высокой. Графически названную зависимость можно представить с помощью кривой взаимосвязи эффективности и равенства TT (см. рис. 9).
Наличие такой противоположной зависимости объясняется значимостью экономического стимулирования деятельности в условиях рыночной системы, непосредственно связанного с распределением доходов и в конечном счете приводящего к росту эффективности. Попытки добиться все более высокого уровня равенства в распределении доходов приводят к подрыву экономической заинтересованности в эффективном использовании факторов производства.
Характеристика экономики той или иной страны по соотношению эффективности и равенства и соответствующее положение относительно кривой ТТ со временем может изменяться. Предположим, что Россия в начале 90-х годов находилась в состоянии, близком к максимальному использованию ресурсов (следовательно, эффективности) при некотором, достаточно высоком, уровне равенства в распределении доходов, т.е. к кривой взаимосвязи эффективности и равенства, например, в точке Е1 на рис. 9. Программы рыночных преобразований предусматривали переход в точку Е3, характеризующуюся существенно более высоким уровнем эффективности и соответствующим ростом общественного благосостояния. К сожалению, в начальный период в связи с трудностями реформирования экономики России существенное увеличение неравенства не сопровождалось адекватной системой мер по стимулированию экономического роста и соответствующим заметным ростом эффективности, соответственно, экономика перешла из точки Е1 в точку Е2. Видимо, менее болезненным с социальной точки зрения и более продуктивным с точки зрения эффективности был бы прямой переход к состояниям типа Е3, пусть менее эффективным, но более приемлемым с точки зрения социальной справедливости и одновременно более близким к кривой взаимосвязи эффективности и равенства, соответствующей полному использованию имеющихся возможностей. Такая модель переходного процесса успешно применяется, например, для реформирования экономики Китая. В настоящее время в России необходимо осуществлять переход не вдоль кривой взаимосвязи эффективности и равенства, а по направлению к данной кривой из точки Е2 в закрашенную область, показывающую улучшение состояний хотя бы по одному из критериев или обоим одновременно.
Товар дня, недорогое бельё для гостиниц в Питер Стиле.