4.1. ГИС и земельный кадастр России
Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 932 от 03.08.96 г. Целью программы является разработка и развертывание по всей территории Российской Федерации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как государственной информационной системы, которая будет способствовать проведению единой политики в области земельных отношений применительно к условиям рыночной экономики, обеспечению интересов государства и населения страны, защите прав собственников, владельцев и арендаторов земли, а также информационному обеспечению функционирования цивилизованного рынка земли и недвижимости. Достижение цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с последовательным переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель. По мере развертывания информационной инфраструктуры и накопления данных на основе внедрения новейших геоинформационных технологий, компьютерных систем сбора, обработки и передачи данных будет осуществляться переход к формированию комплексной земельно-информационной системы, ориентированной на обеспечение информации о земельных ресурсах на всех административно-территориальных уровнях.
Основными задачами программы являются: создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение ГЗК; совершенствование межведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами; обеспечение земельно-кадастровой информацией Федеральной комиссии по недвижимому имуществу и оценке недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей информации; содействие созданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции; содействие обеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю; поддержка функционирования рынка земли и недвижимости, совершенствование механизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю; создание и управление БД о наличии и состоянии земельных ресурсов; информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
Основные программные мероприятия предусматривают: создание нормативной правовой базы государственного земельного кадастра; формирование единой системы кадастровых бюро, входящих в структуру Роскомзема; разработка системного и технического проектов, технологий и программных средств создания системы; создание подсистемы защиты информации; создание подсистемы передачи данных; развертывание программно-технических средств и сопровождение системы; интеграция системы в единое информационно-коммуникационное пространство России; информационное обеспечение системы; подготовка и переподготовка кадров
. Система создается и будет функционировать на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных характеристиках, а также кадастровых карт и планов. Функционирование системы обеспечивается единством принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, унификацией кадастровых номеров и системой земельно-кадастровых документов. Связь между звеньями различных уровней организуется по сетям электросвязи общего назначения. Информация о земельных ресурсах максимально приближается к органам власти и управления, в ведении которых эти ресурсы находятся. В условиях отсутствия устоявшегося земельного законодательства система формируется по принципу модульности и адаптируемости к возможным изменениям правовой базы ведения государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю и связанную с ней недвижимость. Государственным заказчиком Программы является Роскомзем, а генеральным исполнителем определен Федеральный кадастровый Центр "Земля".Для эффективного управления земельными ресурсами и развития земельного рынка необходимо располагать достоверной и надежной информацией о ценности земель (свойствах и стоимости земельных участков и находящейся на них недвижимости). Несмотря на то, что права на земельные участки, их стоимость и использование на практике взаимосвязаны, содержание этих понятий весьма различно, поэтому и требуется информация, характеризующая каждый из этих аспектов.
Информационные системы, содержащие сведения о правах на недвижимое имущество, имеющие привязку к конкретным земельным участкам и обеспечивающие процесс регистрации этих прав, известны в мире как правовой или юридический кадастр. Обычно юридический кадастр состоит из двух частей: сведения о каждом собственнике и составе и характере прав, которыми собственник обладает; детальное описание участка, включающее, как правило, его план и результаты измерений. В рамках юридического кадастра осуществляется официальное признание прав на земельные участки и прочую недвижимость (приобретает особую важность в странах переходного периода, когда огромное количество земельных участков передается лицам, обладающих ранее правами владения или пользования); установление границ земельных участков, предусматривающее физическое обозначение границ земельных наделов в натуре; кадастровая съемка земель, включающая проведение измерений на местности и составление кадастровых карт; описание земельных участков и прочей недвижимости с занесением соответствующей информации в официальные реестры, представляющие систему учетных или регистрационных записей. Функциональное соединение юридического кадастра с системой регистрации обеспечивает весьма существенные преимущества системы регистрации: определенность права собственности, обеспечение гарантий прав собственности на землю и прочую недвижимость, уменьшение количества земельных споров, улучшение условий совершения передачи прав на недвижимое имущество, обеспечение гарантий возврата ссуд, выдаваемых под залог недвижимого имущества, контроль за рынком недвижимости, поддержка земельной реформы, управление государственными землями, поддержка системы налогообложения земель и прочей недвижимости, совершенствование территориального планирования (опыт зарубежных стран показывает, что причиной неудач в реализации программ территориального развития является отсутствие данных о существующих правах на земельные участки, затронутые этими программами).
Достаточно широко используется понятие фискального (налогового) кадастра.
Определение 17.
Информационная система, служащая основой для исчисления налога на земельные участки, в мировой практике именуется фискальным или налоговым кадастром.
Налоговые кадастры служат источником данных, необходимых для инвестиционных проектов и программ, нацеленных на территориальное развитие регионов; обеспечивают контроль и регулирование рынка земель и прочей недвижимости; осуществляют поддержку органов, занимающихся вопросами оптимизации использования земельных ресурсов; предоставляют кадастровую информацию разным ведомствам, имеющим дело с земельными ресурсами. Первостепенная задача фискального кадастра состоит в выявлении и обозначении (идентификации) каждой единицы недвижимости, представляющей собой объект налогообложения (земельный участок, земля с жилым домом, квартира). Для осуществления своей прямой функции фискальный кадастр должен содержать разностороннюю информацию как о самом объекте, так и о внешних факторах, влияющих на стоимость недвижимости (топография, грунты, местоположение, доступность, наличие и качество сети услуг и т.п.).
Офисы 16 м2. Без комиссии: рабочие места в аренду. Профи-Школа бизнеса в Интернете.