4.2. Ориентация на согласие и пошаговое разрешение конфликта: тактические варианты
В диалоге большую роль играет обратная связь. Правила подачи обратной связи:
Правила восприятия обратной связи:
При обрисованном подходе к разрешению конфликта большое значение приобретает этап подготовки. На этом этапе следует: 1) сформировать внутреннюю готовность узнать что-то новое; 2) отодвинуть в сторону закостенелые представления о возможном исходе переговоров; 3) четко сформулировать для себя цели, предпочтения, представление о желательном результате; 4) наметить диапазон приемлемых результатов; 5) иметь наготове факты; 6) оценить положение другой стороны: интересы, способы их реализации, личностные характеристики, последствия для нее согласия на наши предложения и главное - возможности стыковки интересов сторон на максимально взаимовыгодной основе.
Указанную задачу поможет выполнить картограмма конфликта, или карта нужд и потребностей. Она представляет собой способ препарирования конфликта с целью облегчения его анализа и разрешения и выполняется в три этапа:
1) максимально сжато и точно сформулировать суть конфликта (то есть определить его объект; конфликт склонен к эскалации, захватыванию новых тем и новых субъектов, что может скрывать истинное противостояние под множеством “масок”); 2) выделить всех субъектов конфликта, а возможно, и не участвующие, но заинтересованные стороны (это может вызвать затруднения, так как косвенные субъекты конфликта не всегда очевидны); 3) сформулировать для каждого из обнаруженных субъектов потребности и опасения применительно к разбираемому конфликту.
Если удалось адекватно выполнить эти этапы, то появляется возможность уже “внутри” разбираемого конфликта найти какие-либо точки соприкосновения интересов, возможности переформулирования особенно острых тем и т.д., то есть карта может открыть возможности для формирования сценария разрешения данного конфликта.
Одна из возможностей повысить эффективность разрешения конфликта - использование профессионального посредничества. Посредничество - древнее и многообразное искусство. Этапы деятельности посредника на переговорах можно представить так:
Следует помнить, что посредничество - это не удел только профессионалов, это та услуга, которую каждый может оказать коллегам или близким людям и в которой каждый может нуждаться.