Потребности организации в кадрах удовлетворяются в процессе набора работников и создания их резерва для занятия вакантных должностей. Из резерва впоследствии можно отобрать наиболее подходящих лиц.
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри организации, так и за ее пределами. Для замещения должностей, требующих от работников особенно высоких профессиональных качеств, применяется конкурсная система отбора кадров.
Отбор кадров предполагает процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из числа претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Процесс отбора кадров осуществляется в несколько этапов. Основными из них являются предварительная отборочная беседа, заполнение заявления и анкеты, собеседование с руководителем; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр
.При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным. Основными считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности. Сегодня начинает складываться новая модель отбора персонала. Принимаются во внимание не только профессионально-квалификационные качества кандидата, но и личностные качества, например способность поддерживать хорошие отношения с окружающими, работать в команде и т.п.
Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на должность, определяются так называемой профессиограммой, или картой компетентности. Это, так сказать, портрет идеального сотрудника, определяющий требования к совокупности его личностных качеств, к способностям выполнять те или иные функции и социальные роли.
Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы лиц. Ее слабым местом как инструмента отбора кандидатов является сосредоточенность на формальных, анкетных данных. Составление профессиограммы начинается с раздела "Общая характеристика профессии и ее значение", который должен учитывать перспективные задачи подразделения в области технологии, организации, кадров, освоения новой техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т.п.
Следующий раздел профессиограммы "Особенности трудового процесса. Выполняемая работа" составляется по алгоритму:
Раздел "Психограмма профессии" должен отражать основные психологические характеристики, соответствие которым необходимо для выполнения профессиональных обязанностей, в частности:
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации.
Наконец, с помощью экспертов составляется раздел "Совокупность требований, предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника" (у руководителей речь идет о качествах, необходимых для успешного управления), где перечисляются требования к способностям
(психомоторным, экономическим, техническим и пр.); чертам характера (принципиальность, уступчивость, оптимизм, настойчивость); общей и профессиональной направленности личности; опыту; психическим характеристикам (эмоциональность, возбудимость, темперамент, внимательность, воображение); знаниям, умениям, навыкам, квалификации. У руководителей дополнительно идет речь о способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей.
Для облегчения анализа всем претендентам целесообразно предлагать стандартный бланк заявления, включающий сведения о возрасте, образовании, опыте работы. Заявление может быть совмещено с анкетой, содержащей вопросы о предыдущей работе, заработной плате, причинах увольнения, интересах, опыте предпринимательства, преподавания, научной деятельности, участия в общественных организациях, наградах, почетных званиях, публикациях, а также лицах, которые могут что-то сообщить о претенденте.
В результате делается вывод о целесообразности личной встречи с претендентом. Приглашение на нее можно предварительно сделать по телефону, но обязательно подтвердить письменно. Правила хорошего тона требуют приложить к приглашению схему расположения офиса организации и кадровой службы.
Основные задачи собеседования:
Целевые собеседования дают возможность в первом приближении оценить интеллект, профессионализм, эрудицию, сообразительность, прилежание, реакцию, открытость новому, наблюдательность, любознательность, инициативность, энтузиазм, сноровистость, благоразумие, честность, причины оставления прежнего места и т.п.
Тестирование является довольно надежным способом проверки претендентов. Оно предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. Нужно иметь в виду, что ответы на многие тесты находятся под влиянием национального, социального и культурного опыта. Тесты слабо выявляют позитивные качества людей по сравнению с негативными, они не всегда достоверны. Тестирование целесообразно проводить несколько раз и в разные дни, сравнивая затем результаты, поскольку они могут быть разными.
Ошибками в организации отбора кадров считаются недостаток в нем системности, ложная интерпретация внешности кандидата, его ответов на вопросы, ориентация на формальные заслуги, суждение о человеке по одному из качеств, нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех, излишнее доверие к тестам, недостаточный учет отрицательной информации.
Липосакция, минута пешком от - Липосакция бедер.