Тема 3. Обеспечение государственного управления
3.1. Разработка и внедрение социальный технологий в практику государственного управления. Особенности социальной технологизации государственного управления
1. Исходным моментом социальных технологий государственного управления является понимание государства.
Обратимся к определению государства, данному Георгом Еллинеком, немецким государствоведом конца XIX - начала XX века. По его выражению, с точки зрения телеологического обоснования государства, т.е. целесообразности государства для его граждан, - ведь именно такая точка зрения на государство является во многом исходной для социотехнологического подхода к государственному управлению "...государство есть для нас в настоящее время господствующий, являющийся юридической личностью союз народа, удовлетворяющий путем планомерной централизующей, оперирующей при помощи внешних средств деятельности индивидуальные, национальные и общечеловеческие солидарные интересы в направлении прогрессивного развития общества" (Еллинек Г. Общее учение о государстве. - С. 116, 1908).
Определение динамично, понимание государства как господствующего в настоящее время союза народа предполагает, что в иное время этот господствующий союз народа может стать иным союзом, но сущность государства от этого не изменится, здесь государство не вгоняется в прокрустово ложе какой-то одной общественно-экономической формации или одного, скажем, республиканского государственного строя, не связывается исключительно с унитарным или федеративным устройством, однако в любом случае ему вменяется в обязанности перед народом удовлетворять индивидуальные, национальные и общечеловеческие солидарные интересы. Показывается способ такого удовлетворения - посредством планомерной, централизующей деятельности, что никак не означает централизма, противодействующего инициативе мест, а наоборот, предполагает такую инициативу.
Акцент на использовании в государственном управлении исключительно внешних средств также важен, это десакрализация государства, отделение его от какой-либо религиозной или тоталитарной идеологии, стремящейся всегда подчинить власти внутренний мир человека.
Равным образом и общечеловеческие интересы оказываются давно известным положением из теории государства, однако они здесь представлены более социотехнологическим образом - как общечеловеческие солидарные интересы. Это более ясное понятие, тем более что такие общечеловеческие ценности, как власть, деньги, слава, действительно влекут всех без исключения людей, значимы для них, но ничто так не разделяет их и не сталкивает друг с другом как именно эти ценности.
Здесь же общечеловеческие солидарные интересы выражают значительно более развитую идею международного права и межгосударственного сотрудничества, которая к тому же уравновешивается и уравновешивает две другие группы интересов, сталкивающихся между собой наиболее часто -- индивидуальных и национальных.
Следует подчеркнуть, что нелегко найти более взвешенную и более прогрессивно целеориентированную дефиницию государства, чем данная. Четко выражены правовая форма государства как союза народа, отражена его миссия в обществе в виде удовлетворения и обеспечения баланса интересов посредством связанной правом деятельности в направлении развития общества.
Сущность государства определяет его функции и соответствующие социальные технологии, из которых важнейшими будут технологии установления союза народов, актуализации господства этого союза в настоящем и в текущей деятельности государственного управления, легитимации и юридического единства государственных органов в рамках единого публично-правового лица, форм и методов его планомерной деятельности, балансирования интересов, выработки арсенала средств государственного управления, обеспечивающего целостность и централизующую роль закона в государстве.
Итак, социальные технологии государственного управления - это прежде всего технологии осуществления и развития государственности на территории страны и в отношении ее граждан. Главным содержанием таких технологий являются не столько разработанные технологии управления, как технологии выработки, принятия и реализации государственных решений, которые в своем социотехнологическом аспекте, безусловно, входят в состав социальных технологий государственного управления как механизмы обеспечения государственного управления, стратегические средства влияния государства на социум, его формирования, функционирования и развития.
Другим направлением социальных технологий являются технологии реализации государственной политики. Государственное управление по своей сути включает в себя деятельность государства двоякого рода - реализацию конституционных основ и законов государства и осуществление государственной политики его развития. Социальные технологии осуществления государственной политики нацелены на ключевые для реализации направления политики, ориентированные на разные группы.
Государство, являясь целью, средством, функцией и субъектом всей правовой системы, доставляет каждому субъекту права - от гражданина до гражданского общества в целом - возможности самовыражения, саморазвития и самоутверждения как в рамках своего общества, так и в масштабах всей человеческой цивилизации или ее отдельных геополитических подсистем. Самовыражаются, саморазвиваются и самоутверждаются и сами государства, т.к. являются выражением и осуществлением субъектности всех своих социальных и правовых институтов, опять-таки от гражданина до гражданского общества, а также субъектности своей собственной истории.
Решение накопившихся проблем не может быть основано на попытке использования какой-либо одной ключевой ценности и идеи, будь то программа формирования рыночной экономики, социальной поддержки населения или межнациональной или конфессиональной интеграции. Любая отдельная концепция, связанная со сколь угодно фундаментальными, но частными по сравнению с государством и государственностью явлениями, окажется недостаточной. Более того, положенная в основу новой государственности, она, в силу комплексности кризиса, неизбежно, рано или поздно, начнет работать против федеративной консолидации, препятствуя реализации других миссий государства перед обществом.
Для решения проблем возрождения российской государственности должна быть разработана социотехнологическая политика формирования демократической государственности Российской Федерации, которая должна стать исходным пунктом для экономических и социальных преобразований в стране (техническая схема процедуры принятия решения в органах государственного упраления по методике ООН показана на рисунке 7). В качестве целей разработки политики государственности следует избрать формирование условий, позволяющих каждому гражданину, без изъятий каких-либо социальных, профессиональных групп, национальности, конфессий, занять активное положение в новых политических и экономических условиях. При этом следует избегать переоценки значения каких-либо отдельных экономических, правовых и социальных форм прогресса, как это имеет место в настоящее время. Главным направлением таких реформ должно быть обеспечение перспективы продолжения профессиональной деятельности при постепенном формировании корпуса лиц, обладающих новыми профессиями, связанными с рыночной экономикой.
Второй целью политики формирования российской государственности является создание привилегированных (а не равных) условий хозяйствования для собственных предпринимателей по сравнению с иностранными инвесторами.
Существует иллюзия, что смена форм собственности автоматически порождает современную рыночную экономику. Последняя родилась в ходе промышленной революции, а не в результате коммерческих операций с собственностью, известных человечеству на протяжении всей его истории.
Третьей целью политики формирования государственности является содействие институциализации гражданского общества, преодоление его нынешней атомарной структуры с эфемерными политическими партиями и ассоциациями, образовавшимися против кого- или чего-либо. Негативно ориентированная гражданская среда не может служить источником ни для формирования парламента из авторитетных, компетентных и граждански-ответственных лиц, ни для формирования государственного аппарата из стратегически мыслящих и оперативно-компетентных чиновников.
Четвертой целью политики формирования государственности России будет формирование собственно государственного аппарата с рациональной, соответствующей российским условиям структурой, демократическими процедурами подготовки и реализации государственных решений, высокообразованным, высоконравственным и исполнительным чиновничеством.
Наконец, пятой, пожалуй, наиболее трудной целью политики государственности будет преодоление менталитета "переходного периода". Каждый гражданин, будь он политик, чиновник, ученый, рабочий или предприниматель, должен осознать сегодняшний момент российской реальности не как особый период безвременья, являющийся лишь подготовкой к будущему процветанию и светлому, когда-нибудь, будущему, а как обычный, в российской истории не раз бывавший момент действительности. Он всегда и прежде преодолевался и сопровождался обычной повседневной жизнью обычных людей.
Реализация решений в условиях сопротивления (оппозиции) по методике ООН показана на рисунке 8.
Таковы только некоторые проблемы разработки и использования технологий в сфере государственного управления.
Купить джинсы true religion еще здесь.