Для эффективного функционирования системы местного самоуправления необходимо наличие соответствующей структуры органов местного самоуправления.
С учетом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры местного самоуправления. Они могут быть классифицированы, в частности, по целям и задачам на представительные и исполнительные.
К первой группе органов относятся: дума, земское собрание, муниципальное собрание и т.д.
Ко второй группе относится администрация муниципального образования.
Органы и структуры муниципального управления классифицируются также по характеру деятельности и компетенции на следующие виды.
К основным факторам, от которых зависит состав и структура органов муниципального управления, можно отнести:
Есть ряд субъективных факторов:
Представительный орган местного самоуправления (дума, земское собрание, муниципальное собрание и т.п.) состоит из депутатов, из которых, как правило, образованы постоянные, временные комиссии, рабочие группы (например, бюджетно-финансовая комиссия, комиссия по здравоохранению и т.п.).
В системе органов местного самоуправления особо важное место занимают администрации муниципальных образований, их структуры управления, так как администрации принимают непосредственное участие в формировании социальной, экономической, экологической кадровой политики на уровне муниципального образования и организуют ее реализацию в муниципальном образовании
Структура местной администрации должна быть динамичной и гибкой, так как сложность муниципального образования как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения. Подтверждением этого является тот факт, что в структурах управления администрации постоянно создаются новые отделы, комитеты, ликвидируются старые, увеличивается или уменьшается число заместителей главы администрации и т.д.
Структуры муниципальных администраций можно свести к ряду типовых структур.
Если проанализировать, к примеру, структуры управления муниципальных администраций Нижегородской области, то видно, что практически везде присутствуют отделы по экономике, комитеты (отделы, управления) по здравоохранению, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, юридические отделы, управление делами и т.п.
В науке управления под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связности.
Выделяются следующие группы организационных структур:
Структура администрации муниципального образования формируется чаще всего по линейно-функциональному принципу. И хотя в крупных муниципальных образованиях структуры администрации можно охарактеризовать как множественные структуры управления, по своей сути они представляют собой громоздкую совокупность ряда линейно-функциональных структур.
В качестве такой типовой структуры управления администрации крупного муниципального образования может быть рассмотрена структура администрации Нижнего Новгорода (схема 4).
Структура администрации муниципального образования может быть простой или сложной.
К простым относятся структуры администраций небольших муниципальных образований - сельские и поселковые (схема 5).
В крупных муниципальных образованиях используются, как правило, сложные структуры (примером тому служит приведенная структура управления администрации Нижнего Новгорода).
Структура управления, как правило, ориентирована на решение задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. Она должна определяться уровнем социально-экономического развития муниципального образования.
К сожалению, при формировании структур администраций муниципальных образований практически не используются научные методы организационного проектирования, что в итоге сказывается на эффективности муниципального управления.
В предыдущей теме были рассмотрены функции и методы муниципального управления. Теперь необходимо рассмотреть, каким образом они реализуются в деятельности администрации муниципального образования.
Деятельность администрации города (района) обеспечивается деятельностью ее структурных подразделений (отделов, департаментов, управлений, комитетов и т.п.) в соответствии с их профилем.
Структурные подразделения администрации:
Деятельность администрации (района, города) организуется в соответствии с ее компетенцией, закрепленной законодательными актами, Уставом муниципального образования, регламентом.
Руководителем аппарата является глава администрации (глава местного самоуправления) и руководит аппаратом на принципе единоначалия.
Глава администрации:
Совещательным органом при главе администрации является коллегия. В состав коллегии входят: глава администрации (председатель коллегии), его заместители, управляющий делами, руководители некоторых ведущих структурных подразделений, а также могут входить руководители предприятий, высококвалифицированные специалисты отдельных сфер муниципального управления.
Заседания коллегии обычно проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На коллегии рассматриваются вопросы, имеющие комплексный характер:
Другой важный элемент в организации деятельности администрации - еженедельные оперативные совещания у главы администрации, на которых подводятся итоги работы за прошедшую неделю и намечаются задачи на следующую.
Еще одним механизмом организации деятельности администрации муниципального образования являются совещания и массовые мероприятия с участием работников администрации, которые проводятся по календарному плану, утвержденному главой администрации. Как правило, вопросы, выносимые на совещания, имеют целью координацию деятельности структурных подразделений в решении отдельных проблем муниципального образования.
Важным моментом в деятельности администрации является осуществление контроля за исполнением распорядительных документов в администрации, структурных подразделениях.
Одним из основополагающих факторов деятельности администрации является организация документооборота, осуществляемого в соответствии с Инструкцией о делопроизводстве, которая утверждается главой администрации. Ответственность за состояние делопроизводства возлагается на управление делами администрации. Формирование дел в структурных подразделениях администрации осуществляется в соответствии с индивидуальной инструкцией о делопроизводстве и номенклатуре дел подразделения.
В муниципальном управлении целесообразно выделение оперативного и стратегического управления.
Стратегическое управление обеспечивает достижение перспективных целей развития муниципального образования. Оно осуществляется поэтапно:
Анализ перспектив
® Анализ стратегических преимуществ ® Установление приоритетов.Надо отметить, что функция стратегического управления на муниципальном уровне на практике не играет столь важной роли, как то имеет место на региональном, а тем более - на федеральном уровне. Органы управления на муниципальном уровне в первую очередь загружены оперативной деятельностью по созданию условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Однако без стратегического управления невозможно решение наиболее принципиальных вопросов управления и развития муниципального образования.
Главное различие между стратегическим и оперативным управлением на муниципальном уровне заключается в том, что оперативное управление обеспечивает достижение текущих целей функционирования муниципального образования, а стратегическое направлено на достижение перспективных целей развития муниципального образования.
Хотелось бы отметить, что перекос в деятельности администраций в сторону оперативного управления объясняется двумя основными факторами:
Конкретное содержание всего управленческого процесса, выработка и реализация управленческих решений определяются прежде всего деятельностью людей, представляющих собой кадровый состав системы муниципального управления.
Кадры муниципального управления входят в категорию "кадры управления". К кадрам управления относятся работники, профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами.
Кадры муниципального управления подразделяются на три группы в соответствии с их участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:
Состав кадров того или иного органа муниципального управления определяется его штатным расписанием.
Система работы с кадрами предполагает определенные требования к кадрам, подбор, расстановку кадров, подготовку и повышение их квалификации.
Каков сегодня кадровый потенциал муниципального управления?
Примерно 45% работников органов муниципального управления имеют высшее образование, в сельских и поселковых администрациях - лишь 20%; преобладают работники с техническим образованием, лишь 20% муниципальных служащих имеют экономическое, 10% - гуманитарное образование. Работники в возрасте до 30 лет составляют всего 1%, свыше 50 лет - 60%. Женщины составляют 70% муниципальных служащих, но они в основном относятся к обслуживающему персоналу.
Для примера можно привести структуру базового образования муниципальных служащих Волго-Вятского региона (схема 6).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть муниципальных служащих либо не имеет должной профессиональной подготовки, либо не обладает сколько-нибудь значительным опытом работы в органах муниципального управления.
Деятельность органов муниципального управления оказывает влияние на все сферы общественной жизни, обеспечивая стабильность ее функционирования и развития. Это предъявляет особые требования к формированию кадрового состава муниципальных органов управления.
Профессиональная квалификация работников управления определяется двумя главными факторами: теоретическими знаниями и опытом практической работы.
Муниципальный служащий должен знать:
Главным в управлении персоналом, занятым на муниципальной службе, являются методы отбора и назначения работников, механизмы продвижения их по службе, четкое определение их должностных обязанностей, система материального поощрения, система увольнения.
Методы отбора работников в администрациях муниципальных образований можно разделить на две группы : выборы и назначение. Выборы предполагают конкурсность, поэтому объявляя конкурс на замещение любой должности (специалист, начальник отдела и т.д.), реализуется метод выбора.
Одним из главных направлений управления персоналом в органах муниципального управления является развитие системы дополнительного профессионального образования персонала. Комплекс нормативных актов, регулирующих процесс формирования и развития персонала органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, определяет принципы отбора кадров для дополнительного профессионального обучения. Они основаны на социальных гарантиях прав муниципальных служащих на получение профессионального образования.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации законодательно включены как условие в механизм карьерного продвижения служащего по вертикали должностей и как критерии изменения внутридолжностного, квалификационного положения работников органов государственной власти и местного самоуправления, что способствует повышению мотивации образовательной деятельности персонала
Одежда с доставкой на дом