1. Маркетинг первичного рынка образовательных услуг
Привлекательность сегментов рынка моделируется и рассчитывается по формуле:
П = a x b x c x d,
где а - общее количество образовательных услуг по профилю, оказанных в данном географическом сегменте в учебном году;
b - доля рынка соответствующих образовательных услуг и продуктов образовательного учреждения по длительности их оказания, цене или другому фактору, по которому у данного учебного заведения могут наблюдаться значительные преимущества перед конкурентами;
с - доля образовательных услуг и продуктов, реализованных по наиболее предпочтительным для данного учреждения каналам их продвижения;
d - доля, которую учреждение будет стремиться получить, завоевать в этом сегменте рынка.
Проведенная сегментация потребительского рынка образовательных услуг обнаружила достаточно сложную мотивационную структуру получения высшего образования. Существует три интегральных типа в этой структуре: социальное лидерство, социальная конъюнктура, профессиональное самоопределение.
При этом только один из десяти школьников обнаруживает широкий спектр профессиональной мотивации выбора конкретного вуза или профессии.
2. Модели развития вторичного рынка образовательных услуг (см.табл.
1)