Тема 2. Политическая система общества, ее структура и особенности.
Политическая система общества выступает как целостная и упорядоченная конкретно-историческая совокупность взаимодействующих субъектов политики, в рамках которой осуществляется власть в обществе.
В политологии существует несколько интерпретаций данной системы. В ведущих странах Запада, где впервые научно исследовался этот вопрос, были обозначены три основных подхода к политической системе: структурно-функциональный, институциональный и элитарный (от фр. elite - лучший, отборный).
Согласно взглядам Д.Истона, политсистема представляет собой относительно самостоятельный и саморегулирующийся организм. Она погружена в общественную среду, но ею не поглощается; имеет границы, отделяющие ее от среды. Последняя трактуется канадским политологом как внутрисоциальная, за исключением политических элементов и факторов, и внесоциальная (международные системы). Центральным пунктом концепции структурного функционализма выступает положение о так называемом "входе" в систему и "выходе" из нее. Она обладает определенным набором функций.
В общем виде "вход" - это запросы, потребности и требования общества, его импульсы. Они конкретизируются в таких функциях, как политическая активность граждан (их социализация, участие в политической жизни); артикуляция интересов различных социальных групп; агрегирование интересов, т.е. объединение различных групповых интересов; политическая коммуникация - общение и обмен информацией.
Таковы ожидания общества, которые выражены в деятельности негосударственных структур (подсистем): политических партий, общественных организаций, в том числе групп поддержки и давления, редств массовой информации (СМИ).
Поступающие в систему импульсы от населения перерабатываются. При этом используются три варианта действий: импульсы поддерживаются (одобряются) или не поддерживаются (отрицаются, подавляются), либо остаются без внимания (нейтральная позиция). Соответственно этому в структурах политсистмы вырабатываются политические решения и политические действия. Если общественные ожидания реализуются властными структурами, то они разрабатывают более или менее адекватные социальные нормы, условия их применения и формы контроля за соблюдением установленных в обществе нормативных актов.
В рамках структурно-функционального подхода политическая система общества рассматривается как объект типового логического анализа взаимодействия граждан, общества и государства. Поскольку в странах существуют разные политические режимы, такой подход предусматривает использование возможностей сравнительной политологии. Сравнение подсистем позволяет выявить в них общее и особенное в процессе функционирования соответствующих структур; их уровни, преимущества, недостатки, возможности совершенствования и т.п.
Общие функции политической системы общества, прежде всего государства, могут быть конкретизированы:
Внутри политической системы общества имеются, таким образом, относительно простые и более сложные элементы, образующие подсистемы. А сама она выступает подсистемой всего общества наряду с экономической, социальной и духовной подсистемами. В свою очередь, национальные общества - подсистемы по отношению к мировому сообществу или социоэкосистеме.
Ядром политической системы общества являются политические институты (от лат. Institutum - установление): государство с его органами законодательной, исполнительной и судебной власти с соответствующими учреждениями руководства, управления и насилия; политические партии, представленные их лидерами и партийной массой; общественные силы и движения, имеющие политический характер, например, политические ассоциации, группы поддержки и давления, политизированные национальные организации и др.
Основной институт политической системы - государство. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Политические партии, избирательная система, система представительства и т.д. немыслимы сами по себе, вне их связи с государством. Оно реализует отношения власти и контроля, это базисная структура правления и порядка в обществе.
Именно государство, в отличие от политических партий и других институтов, выражает всеобщий интерес, оно - главный инструмент власти и субъект суверенитета. Государство - основная форма политической интеграции общества на данной территории. Важнейшие признаки (атрибуты) государства: суверенитет, власть, право, закон, а также госаппарат, призванный их реализовывать.
Государство - арбитр и активный участник отношений между основными социальными группами: в этой своей деятельности оно представляет все общество в совокупности. Как показал исторический опыт ХХ в., именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики и экономической, и политической систем. Правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей и имеет поэтому ряд общих правовых основ, которые объединяют всех членов гражданского общества в некое целое и которые по своей сути носят надклассовый, общечеловеческий характер.
Государство обладает свойством принудительности и содержит для этого специальный аппарат. Государство имеет эксклюзивное право нормировать жизнь общества, издания законов, обязательных для всех. Оно обеспечивает общественный порядок, личную и всеобщую безопасность, охрану труда и окружающей среды. Без принуждения государство обойтись не сможет и в будущем: например, без борьбы с преступными проявлениями или без взимания налогов. И было бы неправильным и несправедливым изображать государство в виде некоего чудовища - Левиафана, когда оно выполняет в интересах всего общества отмеченные или другие функции.
Однако не менее важно иметь в виду и другое. Политическая система должна ориентироваться не только на безусловную легитимность функционирования всех своих институтов, государства в первую очередь, но и на дальнейшее развитие и совершенствование демократии во всех без исключения сферах жизни общества. И государство по самой своей сущности и призванию обязано выступать не орудием, машиной подавления одной части общества другой частью, не диктатурой, а демократическим инструментом всего общества, гарантом соблюдения неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод граждан: экономических, социальных, политических и собственно гражданских (личных).
Государство, политические партии, общественные движения и силы, группы интересов, давления и поддержки, СМИ и др., а в общем - государственные и негосударственные политические институты в обществе выступают как субъекты политики. Их взаимодействие образует реальный политический процесс, в котором с большей или меньшей мерой активности участвуют и индивиды, различные слои и группы (страты).
Политический процесс, как броуново движение, разнонаправлен. В нем многие субъекты политики, в том числе властные структуры и оппозиция, придерживаются, как правило, разных и даже противоположных, альтернативных позиций. В итоге далеко не все действия, роли и функции субъектов политики способствуют нормальному функционированию данной политической системы; они могут вести и к подрыву политсистемы.
Вот почему следует признать определение политического процесса как совокупности действий "институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества" (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев).
Политические процессы происходят на различных уровнях социальной общности. Кроме глобальных (мировые), региональных (суб- и межрегиональные) и национальных уровней, политические процессы внутри данного общества развертываются в рамках отдельных институтов (государство, партии), т.е. на институциональном уровне.
И тут действуют организации, группы и отдельные люди, обладающие определенным политическим потенциалом, со своими конкретными потребностями, социальными интересами, политическими желаниями, волевыми устремлениями. Их очевидное несовпадение порождает пеструю мозаику политической жизни, противоборство, столкновение множества целей, характеров, воль. Это накладывает зримый отпечаток на формирование и развитие политических структур (1); на содержание и формы идентификации и воспроизведения составных частей и основных признаков политсистемы общества (2); на особенности выработки, принятия и исполнения политических решений (3).
Политический процесс осуществляется в форме революции (в том числе с использованием средств вооруженного насилия) и эволюционным путем, посредством реформ. Для политических процессов характерны периоды не только относительно спокойного, стабильного развития, но и спады, подъемы, кризисы. Политические акты, кампании (например, выборы), конфликты и консенсусы, монизм и плюрализм, трипартизм - явления "по ведомству" политического процесса.
При институциональном подходе к анализу политической системы общества выделяют наряду с политическими институтами также другие относительно самостоятельные структурные элементы и подсистемы. Это политические отношения, политическое сознание, политическая культура, политическая коммуникация (от лат. communicatio - форма связи, общения), включая СМИ. Все они так или иначе организационно оформлены, обладают собственными качественными характеристиками и так или иначе выраженной динамикой развития. Уровень и характер взаимодействия элементов внутри данных подсистем и между ними, взятые в их интегрированной совокупности, определяют "лицо" всей политической власти.
О политических отношениях следует сказать особо.
Специфика политических отношений, которые предстают как взаимодействие субъектов политики, состоит в том, что они выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти, в той или иной форме определяют характер всех других общественных отношений. Взаимопереплетаясь, группируясь в пучки взаимосвязей на основе определенных потребностей и проблем, они интегрируются в структуру политической системы.
Элементный состав политических отношений можно представить, на наш взгляд, таким образом: а) взаимодействующие субъекты и объекты политических действий; б) политические потребности; в) политические интересы; г) политические цели; д) политическая воля. Центральным пунктом (ядром) политических отношений являются властные отношения, взаимодействия и связи, возникающие по поводу государственной власти в центре и на местах.
Поскольку за власть ведут борьбу различные политические силы, преследуя те или иные цели и интересы, политические отношения пронизывает дух соперничества, конкуренции. При этом возникают конфликты; подчас в них используются аморальные, нелегитимные средства. Проблема "цель-средства" приобретает, таким образом, для политики и политических отношений актуальное нравственное и правовое измерение.
В основе политических отношений лежат интересы. Квинтэссенция политического интереса - политическая власть.
Политический интерес (осознание своих возможностей в политике) выступает как средство, инструмент достижения политической цели. Он возникает, осмысливается и осуществляется (три этапа движения интереса) с целью изменения и преобразования наличных условий удовлетворения политических потребностей, которые обычно предшествуют политическим интересам и порождают их (хотя они способны меняться местами в единой системе причин и следствий). В политических процессах и отношениях находят свое проявление разные по содержанию и уровню потребности и интересы: от личного участия в политике до геополитических рамок.
Благодаря интересам дифференцируются политические потребности различных слоев общества и его социальных институтов; политическая деятельность получает большую целеустремленность и остроту; кристаллизуются властные отношения; активнее идет процесс формирования и размежевания политических партий, сил и движений; четче разграничиваются функции общественных и государственных структур; более "прозрачными" становятся условия, пути, средства и методы, формы предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов. Уровень развития политических отношений - один из основных критериев культуры общества.
Суть данного подхода состоит в том, что любая социальная система и организация общества делится на два неравнозначных слоя (у Г.Моски это классы): элиту и массы. Первый слой немногочислен, но именно он обладает необходимыми данными для осуществления власти, руководства массами. Это люди, которых от других отличают сила ума, воли, характера, талант организаторов в политической и иной деятельности; имеющие высокий социальный авторитет и статус, богатство, моральные превосходства и др.
Лично сами и объединяясь в небольшие группы, они овладевают решающими позициями в системе политической власти, контролируют основные направления развития общества. Исходя из этого в политической науке формируются разделы, специально исследующие роль элиты: партийно-политической, государственно-бюрократической, экономической, технократической, интеллектуальной, военной и т.п.
Как правило, в теориях элиты политсистема общества рассматривается однобоко, главным образом под углом зрения господства одних (меньшинства) и подчинения других (большинства). Эволюция политических систем ставится в зависимость от исторических циклов, а они опять-таки связываются с деятельностью правящих элит.
В недемократических условиях элиты монополизируют власть. В демократических странах они конкурируют между собой, опираясь на имеющиеся в их распоряжении ресурсы, поддержку электората, новые политические технологии, возможности манипулирования сознанием и поведением избирателей, которым внушаются психологические установки о "незаменимости" лидера и т.п.
Одни элиты в борьбе за власть предпочитают хитрость и изворотливость (это, по терминологии В.Парето, "лисы"); другие делают ставку на силу, принуждение ("львы"). Борьба элит и их смена, согласно элитным представлениям, - наиболее характерная черта политических систем общества.