Тема 1. Предмет и система учебного курса “Правовое регулирование государственной и муниципальной службы”
К предмету настоящего курса относятся правоотношения, которые существуют между государственными (муниципальными) служащими как работниками, и государственными органами (органами местного самоуправления) как работодателями. Они обладают основными признаками правовых отношений вообще, трудовых правоотношений в частности. Вместе с тем, рассматриваемые правоотношения имеют специфику, именно поэтому их можно определить как служебные трудовые правоотношения. Их специфика обусловлена несколькими факторами. С одной стороны, служащий – это гражданин Российской Федерации, который на рынке труда путем поступления на государственную (муниципальную) службу реализовал свое частное право на труд, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ. С другой стороны, право на труд служащего “генетически” связано с другим конституционным правом – правом на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), представляющем собой одну из форм участия граждан в управлении государством и, следовательно, являющемся публичным. В основе возникновения трудовых правоотношений с государственным (муниципальным) служащим не может лежать обычный договор трудового найма, так как их труд имеет свою специфику: посредством этого труда соответствующие органы реализуют свою публичную функцию. Поскольку содержание этой функции не может составлять предмета частноправовой сделки (трудового договора), правовое положение служащих характеризуется преобладанием государственного императивного нормативного регулирования при минимуме индивидуально-договорного регулирования.
Вышесказанное обуславливает и специфику правового регулирования трудовых отношений с государственным (муниципальным) служащим. Они регулируются как общими нормами трудового права, так и особенными, которые также относятся к предмету настоящего курса и будут рассмотрены во второй теме.
В соответствии с Конституцией РФ Россия – федеративное государство, поэтому в правовом регулировании труда служащих принимает участие не только Российская Федерация, но и субъекты Российской Федерации.
Государственная и муниципальная служба – оба вида единой публичной службы, поэтому в правовом регулировании труда государственных и муниципальных служащих можно выделить общие черты в понятии службы, в ограничениях служащих, и т.д. Однако в настоящее время это – самостоятельные виды службы, поэтому можно наблюдать и различия в правовом статусе служащих.
Различия можно выделить и в правовом регулировании труда самих государственных служащих в зависимости от вида государственной службы: федеральная или субъектов РФ, гражданская (общефункциональная и специальная) или милитаризованная (военная, милицейская и т.д.). В настоящем учебном курсе будет рассмотрена только гражданская государственная служба.
К предмету учебного курса относятся и правоотношения, связанные с социальной защитой государственных и муниципальных служащих (они будут рассмотрены в 8 теме).
Помимо норм и порождаемых ими служебных трудовых правоотношений и правоотношений по социальному обеспечению государственных и муниципальных служащих в предмет учебного курса входят аппарат правовых категорий и практика применения норм.
В систему учебного курса входят: предмет, правовые источники, трудовой договор с государственным (муниципальным) служащим; служебное время и время отдыха, денежное содержание, аттестация, дисциплинарная и материальная ответственность.
- номера Измайлово Бета: бронировать номер