Тема 2. Источники права, регулирующие труд, социальную защиту государственных и муниципальных служащих.
Под рассматриваемыми источниками права следует понимать акты правотворческой деятельности государственных органов: федеральных и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке; содержащие правовые нормы, регулирующие служебные трудовые отношения и отношения по социальной защите с государственными и муниципальными служащими.
Источники права необходимо отличать от правоприменительных актов (указов, распоряжений и т.д.), которые являются индивидуальными актами, относящимися к конкретным лицам в конкретной ситуации. В случае противоречия между правоприменительными актами и правовыми источниками первые должны быть приведены в соответствие с последними.
На государственных (муниципальных) служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными соответствующими федеральными законами. Исходя из публичного характера государственной (муниципальной) службы рассматриваемые правовые источники устанавливают повышенные требования к государственным (муниципальным) служащим, более высокую степень ответственности, повышенную правовую защиту. Так, например, для государственного служащего Российской Федерации установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, уровню знаний законодательства; дополнительные по сравнению с общими нормами трудового права ограничения, основания для отказа в принятии на государственную службу и для прекращения государственной службы и т.д.
Федеральными законами могут устанавливаться особенности правового регулирования труда в отдельных государственных органах на основании Федерального закона от 31 июля 1995 г.
Классификация источников, регулирующих труд государственных (муниципальных) служащих субъектов Российской Федерации, может быть произведена по различным основаниям. Ранее рассматривались нормативные правовые акты в зависимости от сферы действия. По сфере действия различаются акты общего действия и специальные. Первые содержат общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, в том числе на государственных и муниципальных служащих Российской Федерации. Они действуют только в тех случаях, когда служебные трудовые отношения прямо не урегулированы специальными актами. Специальные акты распространяются только на государственных и муниципальных служащих. Поскольку в настоящее время, несмотря на общую публичную природу, государственная и муниципальная служба – два самостоятельных вида службы, то и правовые акты, регулирующие ее, различны. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 119 от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 31 июля 1995 г.) для отдельных видов государственной службы могут быть установлены федеральными законами на основании настоящего закона особенности правового регулирования. По сфере действия рассматриваемые источники могут быть федеральными, актами субъектов РФ, муниципального образования, актами государственных органов и органов местного самоуправления. По видам регулируемых служебных трудовых правоотношений нормативные правовые акты различаются на акты, касающиеся вопросов конкурса, аттестации, отпусков, выслуги лет и т.д.
Следующим критерием для классификации рассматриваемых источников может быть юридическая сила актов и вид государственного органа, который его принимает. По этому основанию можно выделить следующие источники права: