Тема 3. Трудовой договор (контракт) с государственным и муниципальным служащим
В трудовом праве понятие “трудовой договор” рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: как форма реализации права граждан на труд; как основание возникновения и существования во времени трудового правоотношения; как институт трудового права, объединяющий нормы, регулирующие прием граждан на работу, их переводы и увольнение.
Полное, детальное установление прав и обязанностей работодателя и служащего, обязательная фиксация их в письменной форме – основа как рационального разделения и организации труда служащих, так и средство обеспечения их трудовых прав.
Трудовой договор с государственным (муниципальным) служащим – это соглашение между работодателем (государственным или муниципальным органом) и государственным (муниципальным) служащим, по которому государственный (муниципальный) служащий обязуется исполнять служебные обязанности по государственной (муниципальной) должности государственной (муниципальной) службы и подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (государственный или муниципальный орган) обязуется выплачивать денежное содержание государственному (муниципальному) служащему и обеспечивать условия, предусмотренные законодательством о труде, государственной (муниципальной) службе РФ и субъектов РФ и соглашением сторон.
Содержание трудового договора состоит из необходимых и факультативных условий. К необходимым относится соглашение о трудовой функции государственного (муниципального) служащего, которая обусловлена наименованием должности в штатном расписании. Важным документом, закрепляющим трудовую функцию государственного (муниципального) служащего, является должностная инструкция. Трудовая функция может включать выполнение работ по двум должностям в рамках совмещения профессий (должностей). Такое расширение трудовой функции должно осуществляться по правилам норм законодательства о труде и государственной службе (ст. 87 КЗоТ РФ, ст. 21 п. 9 Федерального закона от 31 июля 1995 г.), регулирующих совмещение профессий (должностей).
Другим необходимым условием трудового договора является соглашение о месте работы. Государственный или муниципальный служащий поступает на государственную (муниципальную) службу в определенный государственный (муниципальный) орган. Его служебная деятельность протекает в структурном подразделении этого органа. Место работы определяется обычно местонахождением государственного (муниципального) органа как стороны трудового договора.
К необходимым условиям относится время начала работы (службы). Практически начало работы (службы) определяется датой, указанной в приказе о назначении на должность.
Оплата труда (денежное содержание) государственного (муниципального) служащего – важное условие трудового договора. Возможности сторон трудового договора здесь ограничены в связи с бюджетным источником финансирования государственной (муниципальной) службы, установлением лимитов фонда оплаты труда. Руководитель государственного (муниципального) органа и гражданин, поступающий на государственную (муниципальную) службу, должны достичь соглашения по поводу конкретного размера денежного содержания в рамках “вилки” должностных окладов по данной государственной (муниципальной) должности.
Современное законодательство о труде РФ предоставляет самую широкую свободу работодателю и работникам в установлении содержания трудового договора, запрещая при этом ухудшать условия трудового договора по сравнению с законодательством (ч. 1 ст. 5 КЗоТ РФ). Содержание трудового договора с государственным (муниципальным) служащим в значительной мере предопределено законодательством, но руководитель органа и служащий вправе индивидуализировать условия прохождения службы. Речь может идти об установлении режима неполного рабочего времени, совмещения профессий и других условиях трудового договора.
Согласно ч. 1 ст. 18 КЗоТ РФ трудовые договоры (контракты) при поступлении на работу должны заключаться в письменной форме. Достоинства письменной формы трудового договора очевидны. Она обеспечивает информирование государственных (муниципальных) служащих об условиях их труда (службы); “материализацию” взаимных обязанностей сторон договора и их конкретизацию; повышает уровень гарантий трудовых прав государственных (муниципальных) служащих и создает лучшие условия для их защиты; повышение ответственности государственных (муниципальных) служащих в служебных трудовых отношениях.
В Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” в ст. 21 содержится правило, воспроизводящее п. 2 ст. 17 КЗоТ РФ, о срочном трудовом договоре, заключаемом на срок до пяти лет. Возможность заключения трудового договора государственным служащим на “время выполнения определенной работы” в указанном Федеральном законе не предусмотрена. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 2 государственная служба на государственных должностях категории “Б” ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории “А”. Следовательно, с указанными служащими могут заключаться трудовые договоры, которые по своей природе являются разновидностью срочных трудовых договоров.
В соответствии с международными стандартами и прогрессивным зарубежным опытом в ст. 17 КЗоТ РФ также установлены ограничения для заключения срочных трудовых договоров. Их применение возможно лишь в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Ч. 2 ст. 25 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” предусматривают возможность продолжения работы в государственных органах служащих, достигших возраста 65 лет. Продолжение ими работы в государственном органе возможно на условиях срочного трудового договора.
Итак, с государственными (муниципальными) служащими трудовой договор должен заключаться, как правило, на неопределенный срок.
При поступлении граждан на государственную (муниципальную) службу установлены особые ограничения. Право на поступление на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” для государственных служащих. Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишением его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению ими должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от предоставления сведений в органы государственной налоговой службы о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Ограничения, связанные с муниципальной службой, содержатся в ст. 11 Федерального закона “Об основах муниципальной службы” в Российской Федерации” от 17 декабря 1998 г.
Согласно части третьей статьи 18 КЗоТ РФ трудовой договор считается заключенным даже в случае, если он не был надлежащим образом оформлен, если гражданин был фактически допущен к работе должностным лицом, имеющим право приема на работы, либо с ведома такого лица
.Поступление на государственную (муниципальную) службу (замещение вакантной государственной (муниципальной) должности государственной (муниципальной) службы) отличается рядом особенностей по сравнению с общими нормами законодательства о труде Российской Федерации. Так, гражданин должен дополнительно представить следующие документы: справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотрено федеральным законом. Субъекты РФ не вправе расширять перечень документов.
Указанные сведения подлежат проверке в установленном законом порядке. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную (муниципальную) службу, гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на службу.
При замещении государственной должности государственной службы в ряде случаев устанавливается испытание.
Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в ряде статей регулирует переводы государственных служащих на другую государственную должность государственной службы (ч. 6 ст. 15).
В ч. 6 ст. 15 государственному служащему гарантируется “обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом”. В ч. 2 ст. 15 предусмотрено возмещение расходов и предоставление иных компенсаций государственному служащему в связи с переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность. В ч. 1 ст. 16 предусматривается обязанность предоставления государственному служащему государственной должности государственной службы в другом государственном органе с учетом профессии, квалификации служащего и занимаемой ранее должности. В ч. 9 ст. 21 говорится о командировании государственного служащего в другой государственный орган для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.
Особым видом перевода является так называемое командирование в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.
Часть 2 ст. 25 КЗоТ РФ предоставляет администрации организации право перемещать работника в другое структурное подразделение данной организации без его согласия в пределах специальности, квалификации, должности, обусловленной трудовым договором. Согласно ч. 3 ст. 25 КЗоТ РФ в случае изменений в организации производства и труда администрация вправе изменить существенные условия труда: размер оплаты труда, режим работы, льготы и преимущества, наименование должностей и другие. К существенным условиям труда необходимо относить как условия, прямо указанные в законе и подзаконном акте, так и условия, признанные сторонами существенными при заключении трудового договора. Руководитель государственного (муниципального) органа вправе изменить существенные условия труда (трудового договора) с государственным (муниципальным) служащим в связи с изменением организации труда (службы), но лишь при наличии действительной необходимости изменения существенных условий труда. Государственный (муниципальный) служащий при этом должен быть поставлен об этом в известность за два месяца до изменения существенных условий труда. Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а государственный (муниципальный) служащий не согласен на продолжение службы в новых условиях, трудовой договор с ним прекращается по ч. 6 ст. 29 КЗоТ РФ.
Статья 26 КЗоТ РФ не имеет практического значения для государственных (муниципальных) служащих в связи с особым характером их служебной деятельности, условий государственной (муниципальной) службы, очевидной нецелесообразностью использования их на неквалифицированных работах.
Более реальной представляется ситуация временного перевода для замещения отсутствующего работника. В этом случае за государственным (муниципальным) служащим, временно переведенным на другую государственную должность, сохраняется средний заработок (денежное содержание) по прежней государственной (муниципальной) должности. Продолжительность перевода не может превышать одного месяца в течение календарного года. Такой перевод недопустим для временного замещения вакантной должности. Последнее возможно только с согласия государственного (муниципального) служащего.
Что касается ст. 27 КЗоТ РФ (временный перевод по инициативе администрации в случае простоя), применение ее в условиях государственной (муниципальной) службы к государственным (муниципальным) служащим маловероятно.
Прекращение служебных трудовых отношений (государственной и муниципальной службы) с государственным и муниципальным служащим в РФ отличается рядом важных особенностей.
Государственные служащие РФ могут быть уволены:
Увольнение по инициативе государственного служащего государственной службы регулируется общими нормами законодательства о труде РФ. Согласно ст. 31. КЗоТ РФ государственный служащий вправе прекратить государственную службу, письменно предупредив руководителя государственного органа об этом за две недели.
Государственные служащие, заключившие срочный трудовой договор, вправе его досрочно прекратить – при наличии уважительных причин по правилам, установленным законодательством о труде РФ.
Трудовые книжки оформляются на русском языке и на государственном языке республик в составе РФ, на территории которых ведутся эти документы (см. п. 4 ст. 16 Закона РСФСР “О языках народов РСФСР”).
Записи о наименовании государственной должности, на которую назначен государственный служащий, приводятся в соответствие со штатным расписанием.
Прохождение государственной службы государственных служащих помимо трудовой книжки отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа. Муниципальные служащие могут быть уволены по основаниям, предусмотренным федеральными законами.