Тема 9. Споры, связанные с государственной (муниципальной) службой
Анализ п. 2 ст. 9 Федерального закона позволяет сделать следующие выводы:
Другие споры, связанные с государственной службой, должны рассматриваться в соответствии с законодательством о труде РФ. Споры муниципальных служащих по вопросам, связанным с муниципальной службой, рассматриваются в порядке, установленном законодательством о труде РФ.
По содержанию трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда и споры о применении установленных условий труда. Под установлением условий труда понимается их определение с помощью законов, иных нормативных правовых актов. Применение установленных условий труда — это использование общих условий в индивидуальных трудовых отношениях на основании приказа (распоряжения) администрации.
Споры о применении установленных условий труда носят исковой характер, поскольку это споры о восстановлении нарушенного права или законного интереса, рассматриваемые на основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционным органом.
Споры об установлении условий труда — споры неискового характера, так как здесь речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного интереса), а об установлении нового права.
Конституция Российской Федерации в п. 4 ст. 37 особо закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Это конституционное право конкретизировано в Федеральном законе “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” от 20 октября 1995 г. Установленные законом нормы распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.
Согласно ст. 2 Закона коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и применения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Коллективность трудового спора означает, что неурегулированные разногласия касаются не отдельного работника, а коллектива организации. Момент начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников. Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом
“О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.Представителями государственных и муниципальных служащих могут выступать органы одного или нескольких профсоюзов или их объединений. Право на представительство профсоюзов и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст. 11 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.
Собрание коллектива государственных или муниципальных служащих вправе сформировать и уполномочить на представительство в коллективном трудовом споре органы общественной самодеятельности (п. 2 ст. 3 Федерального закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”). В соответствии со ст. 12 Федерального закона “Об общественных объединениях” таким органом признается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, например стачечные, забастовочные комитеты. Представителями работодателя могут выступать руководители государственных (муниципальных) органов. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашения, достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирования. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” сформулировал понятие забастовки. Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (п. 6 ст. 2 Закона).
Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” не урегулировал вопросы, связанные с коллективными трудовыми спорами на государственной службе. В п. 11 ст. 11 указано, что государственный служащий не вправе принимать участие в забастовках. Муниципальный служащий также не вправе принимать участие в забастовках (п. 10 ст. 11 Федерального закона “Об основах муниципальной службы”). Это означает, что государственные (муниципальные) служащие ни при каких условиях не имеют права использовать забастовки как один из способов разрешения коллективного трудового спора.
Анализ Федерального закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” позволяет сделать вывод, что законодатель в полном соответствии со ст. 37 и 55 Конституции РФ установил ограничения в реализации права на забастовку только для некоторых категорий государственных (муниципальных) служащих. Таким образом, лишение государственных и муниципальных служащих права на участие в забастовках противоречит Конституции РФ.