2.1. Современные проблемы федерализма
Переход от авторитарного, планово-регулируемого, централизованного государства к рыночной децентрализованной системе способствовал значительному подъему национального самосознания живущих на ее территории народов, процессу обновления федеративного устройства, изучению, обобщению и осмыслению проблем развития федеративных отношений.
В мире существуют три формы государственного (административно-территориального) устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Федерация - это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеративные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с этим образуются единое государство, единая денежная единица, принимается Федеральная Конституция, имеющая верховенство над региональными.
Федеративное устройство имеет давнюю историю. В США, Германии, Канаде, Австралии, Австрии и др. накоплен богатый опыт внутрифедеративных отношений, который, разумеется, в известной степени, может быть учтен и при реформировании российского федерализма.
Отметим, что во многих федерациях мира идут сложные процессы, связанные с реализацией принципов федерализма, растут сепаратистские настроения (вспомним события в Индии, Канаде, Бельгии, Нигерии, Югославии). Да и в России одной из наиболее сложных проблем в демократическом процессе, происходящем в стране, является, несомненно, проблема федеративного устройства, ибо она наиболее противоречива и разнопланова. В ней четко проглядываются существенные противоречия:
Чтобы сгладить эти противоречия (избавиться полностью от них практически невозможно), необходимы не только длительное время, но и воля, определенные социально-экономические условия, эффективность управления.
Важную роль в укреплении принципа Федерализации России играет статья 5 Конституции РФ. В ней, во-первых, закреплено равноправие субъектов Федерации: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют устав и законодательство..."
В этой же статье определяются основы федеративного устройства Российской Федерации. К ним относятся: