2.2. "Конституционно-правовые основы разграничения полномочий Федерального центра и регионов"
Одной из острых проблем реализации принципа федерализма в России является проблема разграничения предметов ведения и полномочий между Федеральным Центром и субъектами Федерации. Тем более что субъекты Федерации существенно отличаются не только по размерам территории и численности населения, но и - это самое важное - по правовому статусу.
В марте 1992 г. был подписан Федеральный договор (вначале его подписали полномочные представители республик, позднее краев, областей, автономий, не подписали Чечня и Татарстан). Наряду с Конституцией РФ, Федеральный договор послужил фундаментом формирования новых федеративных отношений. Этим договором было определено разграничение предметов ведения и полномочий между Федеральным Центром и региональными органами государственной власти. К предметам ведения Центра было отнесено почти 50 позиций; к предметам совместного ведения - 40, что касается предметов ведения региональных органов власти, то они не были зафиксированы в Федеральном договоре - к ним относились те полномочия, которые не вошли в перечень предметов ведения Центра и в перечень совместного ведения. Анализ нормативных актов субъектов Федерации показывает, что таких региональных полномочий насчитывается около 50.
Согласно статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; режим пограничных зон; природопользование, обеспечение экологической безопасности; вопросы развития отраслей социальной сферы; кадры судебных и правоохранительных органов; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка.
Одним из правовых регуляторов Федерального Центра и субъектов Федерации стали договоры, заключенные между Центром и регионами. Эти договоры в основном учитывают региональные особенности, принцип сохранения территориальной целостности, единство экономического пространства, необходимость обеспечения действенности государственной власти. Договорным процессом в 1998 г. было охвачено более 40 регионов (около 75% территории страны, 55% населения, 60% ее экономического потенциала).