3.1. Понятие, цели, задачи, принципы
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Региональную политику следует рассматривать как особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте.
Следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов, и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.
Определяя региональную политику, необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн кв. км, страна занимает первое место в мире). Во-вторых, сложные природные условия (11млн кв. км территории находятся в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% земельной площади). В-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосредоточено в Европейской части и на его долю приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России около 9 чел. на 1км2 во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 чел. на кв. км.). И, наконец, неравномерность экономического развития региона России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.
К числу причин практического неравенства можно отнести и такие:
В Указе Президента РФ "Основные положения региональной политики в Российской Федерации" определяются цели и задачи этой политики. К ним относятся:
Рассматривая методические аспекты региональной политики в России, необходимо иметь в виду, что она может быть осуществлена только при условии создания для этой политики условий, а также использовании адекватных ей средств. К числу таких условий относятся:
а) государственно-правовые, состоящие в создании согласованного, идентично организованного и правового пространства, которое позволяет максимально использовать доступные технологии социально-экономической и иной деятельности со своей специализацией и кооперацией, свободно обмениваться знаниями, опытом, товарами, услугами, капиталом, трудом;
б) социально-психологические, которые включают в себя осознание новых ориентиров, уход от маниловщины, иллюзий, то есть опора на реалии жизни;
в) деятельно-практические, которые выражаются в том, что на самом деле решения, действия, процедуры, поступки совершаются в целях и русле государственной политики, способствуют этой политике, раскрывают ее ценность для общества.
Региональная политика зарубежных стран возникла на основе объективных требований развития производительных сил на современном этапе. Весь объем мероприятий региональной политики за рубежом направлен на создание условий, которые позволяют лучше, эффективнее приспособиться к ужесточению конкурентной борьбы в мире за рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала.
На выработку региональной политики существенное влияние оказали структурные сдвиги в отраслях экономики, вызванные научно-техническим прогрессом.
Основами концепции региональной политики за рубежом являются:
а) децентрализация власти и экономики, предоставление значительной самостоятельности регионам;
б) выработка совместных стратегий экономического развития страны и регионов с учетом возможности использования собственного природно-ресурсного потенциала, обменов с соседними регионами;
в) выравнивание уровней экономического развития территорий;
г) координация долговременных региональных программ, стратегических целей, региональной политики.
лазерная или фотоэпиляция