4.1. Место и роль органов государственной власти в разработке и реализации концепции национальной безопасности
Понятие "органы государственной власти" в последнее время все более привлекает внимание ученых, политиков-практиков, комментаторов и журналистов. И не только для выявления их сущности или места в политической системе, но и роли в создании условий для жизнедеятельности общества, его самосохранения и обеспечения национальной безопасности.
Важнейшей задачей органов государственной власти при разработке Концепции национальной безопасности является учет так называемой инфраструктуры национальной безопасности. В нее входят такие элементы, как нормативно-правовая база, экономическая, политическая, оборонная, духовная и информационная инфраструктуры с соответствующими силами и средствами.
Вся инфраструктура национальной безопасности создается, развивается и совершенствуется на основе Конституции РФ, федеральных законов "О безопасности", "Об обороне", "Об основах государственной службы в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Указов Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)", "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" и дргих.
В разработке Концепции национальной безопасности принимали участие представители всех органов государственной власти, а также сотрудники аппарата Совета Безопасности, "силовых ведомств", ученые вузов и научно-исследовательских центров.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, информационного, социального, военного, экологического, технологического и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Для претворения в жизнь концепции национальной безопасности необходим действенный механизм реализации и обеспечения. В России он имеет многоуровневый характер. Общие принципы и стратегические направления политики национальной безопасности разрабатываются Президентом РФ на основе предоставленных ему законом полномочий и формулируются, как правило, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Президент через Совет Безопасности, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную пограничную службу, Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и другие ведомства осуществляет руководство повседневной деятельностью в области национальной безопасности.
Общую координацию и контроль за осуществлением политики национальной безопасности осуществляет Совет безопасности. Ему предоставлено право подготовки проектов нормативно-правовых документов, предназначенных для обеспечения политики национальной безопасности. Межведомственные комиссии Совета безопасности и создаваемые ими рабочие органы на коллегиальной основе вырабатывают согласованные предложения по важнейшим вопросам стратегического и концептуального характера для представления Президенту РФ.
Для более эффективной реализации политики национальной безопасности по каждому из основных направлений ее обеспечения разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы, в рамках которых определяются и решаются главные проблемы и задачи в этой области.