4.3. Деятельность субъектов государственной власти по созданию эффективной системы обеспечения национальной безопасности
В современном мире каждое государство имеет свою систему национальной безопасности. Исторически известны три основных подхода к созданию системы обеспечения безопасности - охранительный, конкурсный, разоруженческий (формулой последнего является: "мораль - источник безопасности"), его называют утопическим.
Создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности является одной из приоритетных и сложных задач. Для этого необходимо использовать системный, факторный, ситуационный и другие методы. Системный метод позволяет выстроить внешнюю, внутреннюю и оборонную политику, технологию применения всей инфраструктуры национальной безопасности для предотвращения глобальных (внешних и внутренних) угроз. Факторный метод позволяет соотнести имеющую систему обеспечения национальной безопасности с новыми международными реалиями и вносить корректировку. Нельзя отрицать в наши дни военный, политический и экономико-финансовый факторы. Они по-прежнему играют важную роль в укреплении национальной безопасности. Ситуационный метод позволяет отслеживать и осознавать устремления США и стран Западной Европы добиться полного политического и финансового контроля над планетой, снизить международный авторитет России, вбить клин между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией и т.д.
Обязательным и непременным условием создания эффективной системы социальной безопасности является совместная и целенаправленная деятельность субъектов государственной власти в тесной связи с институтами гражданского общества.
Эффективная система обеспечения национальной безопасности должна отличаться целым рядом показателей: открытостью, гибкостью, динамизмом, масштабностью, постоянно адаптирующейся к реальным условиям и совершенствующейся. Ее цели, задачи, принципы, основные направления, формы, методы, структура изменяются в соответствии с изменениями внутренней и внешней обстановки, обеспечивая при этом целостность ценностей и национальных интересов страны.
При создании эффективной системы обеспечения национальной безопасности необходимо учитывать как "жесткие стратегии", так и "мягкие стратегии". Государственно-административное управление обеспечивает больше "жесткие стратегии", а общественное самоуправление - "мягкие стратегии". В процессе жизнедеятельности личности, общества и государства эти стратегии взаимодополняют одна другую. При этом "мягкие стратегии" сориентированы на выявление и опережающее развитие внутренних потенций общества.
Важным направлением в деятельности органов государственной власти по созданию эффективной системы обеспечения национальной безопасности является защита российского федерализма. Она включает в себя деятельность органов власти по пресечению посягательств на государственную целостность страны.
Главная цель государственной деятельности по защите российского федерализма - не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные.
Основными направлениями деятельности являются также: