Тема 1. Социальный менеджмент как междисциплинарная отрасль науки
Основные понятия социального менеджмента
Управление социальными процессами и социальными отношениями на любом уровне и при любом политическом строе - сложная, комплексная система. Нахождением способов эффективного управления в этой области озабочены все управленцы. В западных странах начиная с 60-х годов нынешнего столетия принципы менеджмента, изначально применяемые для управления коммерческими организациями, стали внедрять в практику управления некоммерческими организациями (школы, больницы, учреждения культуры).
Но при использовании системы менеджмента в управлении правительственными органами, медицинскими организациями или образовательными учреждениями фактически заимствуется не только техника и новые методы руководства, но и новая философия управления, даже если цели их деятельности остаются некоммерческими. Исповедуется новый принцип оценки результатов деятельности организации, при этом речь идет об оценке соотношения выделенных ресурсов, полученных результатов и рациональности управленческих решений.
Как только учреждение переходит на новую систему управления, для него начинается качественно иной этап развития, когда судьба учреждения переходит в руки тех, кто им управляет. Ориентация на потребителя и заказчика сменяет прежнюю установку на производство продукции и услуг любого качества и в любом количестве. Оказание услуг (если речь идет о непроизводственной сфере), которые не востребуются, отныне невозможно. Американские менеджеры, работающие в коммерческой сфере, отвечая на вопрос о принципах оценки успешности их деятельности, говорят, что само существование их организации говорит об успешности используемой системы управления, а значит, и об успешности их деятельности.
Таким образом, все больше проникая в некоммерческую сферу, менеджмент перестраивает фундамент управления, заставляя организацию функционировать в ином режиме и по иным законам. Можно сказать, что менеджмент представляет собой особый тип управления, или особый способ управления. Менеджмент в некоммерческой сфере называют социальным менеджментом, в состав которого в качестве различных видов входят педагогический менеджмент, public administration (или административное управление), менеджмент в культуре и медицине и т.д. Но существует и другой подход к проблеме, что есть "социальный менеджмент". Данный подход исходит из аксиомы, что любая организация - коммерческая или некоммерческая - может эффективно существовать и своим существованием не противоречить общественному развитию, если она имеет и осуществляет своей деятельностью миссию, т.е. социально значимую цель, удовлетворяя посредством своей деятельности социальные потребности различных категорий населения. И еще одно утверждение данного подхода: независимо от того, ставит ли организация основной целью своей деятельности получение прибыли или нет, каждая организация в процессе взаимодействия с внешней средой оказывает влияние на развитие общественных отношений. Из этих посылок следует вывод, что действия в области социального менеджмента могут быть присущи не только некоммерческим организациям, но и любым другим. Специфической особенностью деятельности организаций является необходимость постоянного взаимодействия с представителями различных групп населения. Важную роль играет использование принципов и методов социального менеджмента в деятельности государственных органов власти, так как независимо от того, будет ли это руководитель высокого ранга или рядовой чиновник, каждому из них приходится регулировать отношения с социальной средой, тем самым осуществляя управление общественным развитием.
Социальный менеджмент - это деятельность различных социальных организаций, использующих совокупность специфических средств и методов для реализации функций управления в системе общественных отношений.
Предмет социального менеджмента - управление социальными процессами, социальными отношениями и социальной сферой.
Объектом социального менеджмента выступает система социальных или общественных отношений, в которые включены организации, а также социальные процессы.
Как отрасль науки, находясь на стыке управленческих и гуманитарных дисциплин, социальный менеджмент использует теоретические разработки классического менеджмента, социальной психологии, социологии, теории организаций и др.
Прежде всего остановимся на определении термина "общественные отношения". Под социальными или общественными отношениями мы будем понимать многообразные связи, возникающие между различными общностями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения классифицируются по следующим основаниям:
Социальная общность - это совокупность людей, которую характеризуют: а) условия жизнедеятельности, характерные для данной группы, и свой особый образ жизни (например, "бомжи", "новые русские" как общность); б) принадлежность к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям (например, народы Севера, мусульмане, шахтеры и т.д.); в) принадлежность к определенным социальным институтам (напр., армия, органы исполнительной власти).
Конкретным проявлением социальной общности является группа. Выделяют следующие виды групп: а) малые группы, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (например, студенческая группа, семья); б) большие группы, которые определяются как количественно неограниченные условные общности, выделяемые на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.д.) либо как реальные, значительные по размерам и сложно организованные общности, вовлеченные в определенную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия); в) массы и массовые движения - временные общности, в основе объединения которых лежит следование определенной идее (например, общность людей, собравшихся на митинг или на концерт знаменитого артиста).
Социальный институт в данной дисциплине понимается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм поведения, установок, регламентирующих функционирование официальных организаций и социальных групп. К социальным институтам, например, относятся: семья, армия, церковь и др. Социальные институты выполняют следующие функции: а) воспроизводство членов общества (например, семья или система образования); б) социализация - процесс и результат усвоения индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм, ценностей того общества или тех социальных групп, к которым он принадлежит (например, воспитание в семье, влияние системы образования или церкви); в) производство и распределение благ (исполнительная, законодательная, судебная власть в обществе); г) соблюдение порядка, поддержание стабильности и согласия в обществе (например, армия, церковь и др.)
Изучив данную тему, вы должны знать отличие социального менеджмента от других видов менеджмента, быть способными классифицировать социальные отношения и социальные группы, назвать функции социальных институтов.
подвеска шевроле круз