Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 2. Методологические основы социального менеджмента

Теоретической и методологической основой социального менеджмента являются принципы, закономерности, разработанные школами менеджмента, а также социология и психология.

Фредерик Тейлор и его научная организация труда явились переходом от стихийного управления к управлению планируемому и организованному, осознанному. Ф.Тейлор ввел понятия научного управления, функционального администрирования, организации промышленного производства, его заслугой является становление финансового планирования, разработка методов повышения производительности труда, снижения себестоимости, управления микроэкономикой. Предложенная им программа "достигающего рабочего" впоследствии превратилась в философию достигающего индивида. Принципы этой философии были положены в основу идеологии американского общества. Ключевой тезис заключается в том, что корпорация является таким социальным институтом, который выражает основные верования и надежды американского общества и создает благоприятные возможности для того, чтобы люди были равными и получали соразмерно способностям и затраченным усилиям. Корпорация должна осуществлять мечту рядового американца о том, что великий и маленький, богатый и бедный, сильный и слабый станут партнерами в общем деле, а не врагами, выигрывающими от потерь другого. Основные правила успешного руководства требуют от руководителя того, чтобы он знал: а) образ мысли рабочих, способ рассуждения, "манеру выражаться и предрассудки"; б) способ или "манеру относиться к предлагаемым задачам". Но в конце своей жизни Ф.Тейлор отмечал, что научная рационализация труда не привела к тому климату взаимного доверия между рабочими и администрацией, в котором он видел одно из обязательных условий эффективного управления организацией.

Административная школа менеджмента и ее основоположник Анри Файоль создали первую завершенную теорию управления. А.Файоль рассматривал особенности социальной организации, законы ее существования; выделил сферы управления (техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую, администрирование). Впервые были четко выделены функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Административная теория А.Файоля содержит четырнадцать универсальных принципов управления, которые можно применять в разных сферах управления и по отношению к организациям с различной организационно-правовой формой. Ряд работ административной школы был посвящен обоснованию необходимости новой системы образования для руководящих работников, впервые была поставлена задача обучения менеджменту, рассматривались проблемы государственного управления, специфика управления общественными учреждениями и системой образования.

В эпоху "всеобщего потребления", сбытовой ориентации предприятий бурно развивалась школа "человеческих отношений". Стоявшие у истоков этой школы управления Элтон Мэйо и Мэри Паркер Фоллет полагали, что один материальный интерес - только заработная плата - не всегда ведет к росту производительности труда. Важную роль играет морально-психологический климат в производственном коллективе, забота руководителей о подчиненных, человеческие отношения и условия труда. Э.Мэйо принадлежат продукт-ориентированные эксперименты, проводимые с 1924 по 1936 год на предприятиях компании "Вестерн электрик" в Хоторне. В процессе экспериментов была выявлена неизвестная переменная, которая оказывала влияние на производительность труда. Он назвал ее социабельность - потребность ощущать себя "принадлежащим" к какой-то группе. Таким образом, была обнаружена и экспериментально подтверждена уже очевидная для нас вещь: в любой компании помимо официальных, служебных отношений у людей обязательно возникают неофициальные отношения. При этом и формальные, и неформальные отношения не хаотичны и случайны, а строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять. Вывод хоторнского эксперимента: влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не только материальные стимулы, но и психологические и социальные факторы. Э.Мэйо выявил и исследовал факторы, влияющие на возникновение неформальных групп: аналогичность получаемых заданий; аналогичность условий работы; единые представления о ценностях; частота взаимодействий; постоянство общения. Идеи школы человеческих отношений были дополнены поведенческой концепцией К.Арджириса, А.Маслоу, Д.Мак-Грегора, Ф.Герцберга и касались философии менеджмента, основанной на индивидуальной мотивации, разрабатывались содержательные и процессуальные теории мотивации, изучались стили лидерского поведения, методы разрешения конфликтных ситуаций.

Теоретической и методологической основой социального менеджмента также являются социология и психология.

Огюст Конт ввел в научный оборот понятие социологии. Под этим термином он имел в виду научное изучение явлений общественной жизни. В социологической теории Конт выделял факторы "социальной статики" и "социальной динамики". Первичным фактором Конт считал "социальную динамику" - духовное, умственное развитие, вторичным - климат, расу, среднюю продолжительность жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека.

В развитии менеджмента, в том числе и социального, большую роль сыграл Вильфредо Парето. Он в своей социологической теории исходил из концепции нелогического действия, т.е. иррационального и алогичного характера поведения человека. Затем концепция нелогического действия была развита в концепции действия социального. Подчеркивая иррациональную природу человека, Парето считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в личных целях. Исторические закономерности автор сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, идеологию называл "языком чувств". Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Он делит общество на элиту (лучшие, управляющие) и неэлиту (управляемые). Такое деление, по мнению Парето, присуще всем обществам, а "кругооборот" элит, т.е. их возникновение, развитие, функционирование и деградацию - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Парето пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, сформулировал закон распределения доходов, который сейчас известен как закон Парето.

Основоположник классического психоанализа Зигмунд Фрейд предложил выделить структуре личности три сферы: сознательное или "я", подсознание, или "сверх-я" и бессознательное, или "оно". Сознательное в своем функционировании руководствуется принципом реальности, это оформленная часть личности, которая осуществляет оценку реальной действительности. Сознательное представляет собой непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке. Подсознательное выполняет роль "социального фильтра", это усвоенные человеком социальные нормы и запреты (совесть, чувство вины). Подсознание представляет собой нравственный, этический механизм психики. Бессознательное руководствуется принципом удовольствия, к нему относятся основные влечения, инстинкты, простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела, многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд, различные патологические проявления, такие как фобии, навязчивые идеи. Позже Г.Лассуэлл определил специфику воздействия различных сфер жизнедеятельности общества на сознание, подсознание и бессознательное человека, выявленные закономерности получили название "принципа тройного воздействия" при управлении социальными группами.

По мнению Карла Юнга, личностное бессознательное человека покоится на более глубоком, ведущим свое происхождение и приобретаемом не из личного опыта коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное идентично у всех людей, у представителей исторически сложившихся больших социальных групп, является по своей природе сверхличностным. Коллективное бессознательное - содержание психической жизни личности, коллектива, группы, этноса, народа, общее для большинства, о котором они не подозревают, не знают в данный момент или в течение длительного времени, но оно может неожиданно проявляться и быть незримым регулятором поведения. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетип - первообраз или некая универсальная категория, константная модель мировосприятия, выраженная на символическом языке образа, которая предрасполагает воспринимать, переживать, реагировать определенным образом.

Эрих Фромм, представитель неофрейдизма, обращал внимание, что, изучая реакции какой-либо социальной группы, исследователи имеют дело со структурой членов этой группы, т.е. отдельных людей. Но управление социальными отношениями и социальными группами чаще требует знаний не тех индивидуальных особенностей, которые отличают между собой представителей данной социальной группы, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов группы. Такую совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни Э.Фромм назвал социальным характером. Он рассматривал и выделял особенности рецептивного, эксплуатирующего, накапливающего, рыночного, продуктивного типов социального характера.

Hosted by uCoz