При реализации функции планирования определяются цели деятельности организации, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективно способствующие достижению целей в конкретных условиях. Использование идей менеджмента в управлении "неэкономическими" организациями привнесло в планирование как управленческую деятельность новое положение: исторические, культурные и социальные переменные влияют на планирование. С одной стороны, различные отношения, разные стили жизни и множество организаций - все это влияет на планирование. С другой стороны, неудивительно, что различные организации развивают теории планирования, которые отражают их исторические, социальные и культурные различия. В результате сформировались шесть основных социальных теорий планирования.
Всеобъемлющий рациональный подход. С этой точки зрения планирование состоит из ряда процедур, при помощи которых уточняются задачи, проводится системный анализ с целью выработки ряда альтернатив, устанавливаются критерии для выбора оптимальной из этих альтернатив, а когда выбор сделан и начато осуществление, анализируются результаты. Эта теория подразумевает системный взгляд и системный подход, что дает намного больше, чем изучение вопроса по частям. Всеобъемлющий подход дает управленцам любого звена полномочия получать информацию, предоставлять которую в ином случае представители различных структурных подразделений отказываются. В связи с тем, что такой подход позволяет принимать во внимание вопросы, относящиеся ко всей организационной системе в целом, он опирается на интересы значительной части членов организации, а если речь идет о применении данного подхода в государственном планировании, то и большей части населения страны. Основными недостатками всеобъемлющего планирования являются: невозможность полного исполнения такого "идеального" плана и наличие проблем, которые не поддаются техническому прогнозированию. Кроме этого, управленцы, осуществляющие планирование в рамках данного подхода, могут оторваться от практической действительности, когда план начинает существовать ради "плана".
Протекционное планирование зародилось в середине 60-х годов, когда стали утверждать, что главная трудность при составлении плана состоит в невозможности обеспечения участия простых граждан в принятии решений. Исходным пунктом было положение о том, что существование организации зависит не только от учета интересов клиента, но также и от взаимодействия с различными социальными группами, интересы которых косвенно влияют на деятельность и отношение к данной организации. Ориентируясь на учет интересов и мнений довольно широкого круга населения, при планировании производится изучение потребностей и интересов самых различных групп, что является положительной стороной данной теории планирования. Протекционное планирование можно рассматривать как форму организации, при которой управленец-плановик становится непосредственным проводником изменений, в том числе и социальных. Выполнение подобной функции оказывает влияние на распределение власти между социальными группами и властных полномочий внутри организации. Протекционное планирование оказало большое влияние на развитие идеологии планирования. Это был первый шаг по превращению функции планирования из технической в управленческую, а людей, занимающихся процессом планирования, из категории технических работников - в менеджеров. К недостаткам протекционного планирования можно отнести невозможность получения дополнительных материальных ресурсов для изучения потребностей групп, не являющихся клиентами организации, а при добровольном и безвозмездном протекционном планировании этому процессу можно уделить очень мало времени.
Аполитичное планирование не признает управленческой роли планирования, рассматривая его как сугубо технический вид деятельности. Положительным моментом является уменьшение видимости влияния, которое планирование оказывает на принятие решений и распределение власти в организации. Но при этом образуется парадокс: аполитичное техническое определение роли планирования позволяет плановикам оказывать влияние на решения и идеологию организации. Отрицательной стороной такого вида планирования является полный отказ от ответственности за роль и реализацию плана в деятельности организации.
Критическая теория планирования отражает заботу о методах распределения власти в организации и степени влияния этого распределения на планирование. В данной теории планирование - это не профессиональная или техническая деятельность, а просто способ, который позволяет мощным экономическим группам удерживать и оправдывать свою власть. Положительным в критической теории планирования является фокусирование внимания на неравномерном распределении власти в организации, оказание влияния на формирование идеологии, миссии и стратегических целей организации, поощрение менеджеров играть активную роль в организации. Отрицательным является то, что приверженность данной теории приводит к замещению управленческой функции планирования на идеологическую, что влечет за собой рост недоверия к планам и планированию как одной из функций управления.
Стратегическое планирование решает широкомасштабные задачи, такие как определение стадии развития, на которой находится организация, и перспектив ее дальнейшего развития. Наличие стратегии показывает перспективу организационного развития, целевую картину настоящего и будущего. Исходя из невозможности предсказать будущее стратегическое планирование не имеет логического конца, определяя лишь основное направление развития, не обращая внимания на разработку тактики и способов достижения стратегических целей организации. Недостатком является чрезмерная центрация на будущем в ущерб настоящему организации.
Инкрементализм исходит из положения, что принятие решений при планировании является процессом инкрементальным, т.е. состоит из мелких последовательных шажков. Ценность инкрементализма состоит в том, что облегчается координация действий и контроль за результатами при внедрении инноваций. Инкрементализм позволяет учитывать и использовать неформальные процессы при планировании, планы не отрываются от реальности. К недостаткам можно отнести тот факт, что при инкрементальном подходе к планированию не видны стратегические цели деятельности организации, инкрементализм невозможно использовать в ситуациях радикальных стратегических изменений и производить стратегический контроль.
Любая социальная организация не может развиваться, если не принимает и не внедряет в своей деятельности инновации. Планирование инноваций - это неотъемлемая часть процесса планирования как функции управления. Под инновациями мы будем понимать разновидность управленческих решений, в результате реализации которых происходит существенное изменение процессов и явлений в социальной, экономической, производственной и иных сферах деятельности. П.Друкер выделяет семь основных социальных источников нововведений: внезапное изменение ситуации (чей-то неожиданный успех, неудача или какой-то импульс извне, и как реакция - инновационное решение); выявившиеся противоречия между реалиями жизни, между реальностью и ожиданиями людей, между ценностями и ожиданиями; изменившиеся требования процесса производства или потребления; лакуны (ниши) в структуре производства или потребления; изменения в структуре народонаселения; изменения в общественном сознании, мнении, настроении; новое знание (открытие, изобретение) как импульс для нововведения.
Существуют различные классификации инноваций. Например, по содержанию инновации могут быть технические, организационные, социальные, экономические; по степени новизны : абсолютные, относительные, условные и частные; по уровню разработки и распространению: государственные, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные.
слипоны женские купить.