Мотивация как функция управления в социальном менеджменте рассматривается в двух аспектах: функцией управления является мотивирование (а не мотивация) - процесс стимулирования или побуждения кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации; гуманитарные науки рассматривают мотивацию как процесс внутриличностный. С этой точки зрения мотивация - это процесс, который побуждает, направляет и регулирует деятельность и поведение человека.
В связи с этим выделяются три функции мотивации. Побуждающая функция состоит в обеспечении активности личности и ее поведения. Уровень активности зависит от силы мотива. Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении цели. А регулирующая функция проявляет себя в том, что поведение и деятельность человека находятся в зависимости от особенностей структуры мотивации, т.е. от иерархии мотивов и потребностей.
Необходимо обратить внимание на две основные характеристики мотивации:
а) Иерархичность мотивации. Каждый человек имеет большое количество потребностей, которые одновременно не могут определять его поведение. Иерархия определяет последовательность вступления в действие мотивов. Иерархия мотивов существует внутри каждого вида деятельности и существует иерархия различных видов деятельности.
б) Динамическая устойчивость. Устойчивость выражается во временном промежутке, в течение которого мотив сохраняет свою силу, т.е. является доминирующим, определяя поведение и деятельность человека. Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом; в изменении устойчивости мотивов, когда ранее постоянно побуждавшие деятельность мотивы начинают проявляться только в определенных условиях; в изменении соподчиненности мотивов.