Контроль как функция управления обеспечивает достижение организацией своих целей. Как процесс, он состоит из системы наблюдения, проверки, оценки, коррекции положения дел на основе разработанных критериев.
Обретающей все большую популярность является концепция контроля в рамках теории управления по результатам. Под конечным результатом понимается не только достижение заданной цели и ее исчерпанность, но и моральный продукт: самоудовлетворенность работников (что особенно важно в менеджменте социальном). Конечный продукт также фиксирует определенное накопление профессионального и жизненного опыта в сложившихся ситуациях. Оценку конечного результата можно понимать как концентрацию зачастую интеллектуальных ресурсов руководителя после получения ожидаемых результатов, когда руководитель готовит для себя "новую" площадку для старта более совершенного "корабля". Главным в этом случае является осмысление того, что получили в сравнении с тем, что было. Это предполагает ответ на следующие вопросы: от чего ушли?, к чему пришли?, что получили? Таким образом, первый параметр при осуществлении контроля в рамках социального менеджмента связан со сравнительным анализом исходного (предыдущего) состояния социальных или организационных отношений с полученным (достигнутым).
Временной параметр развернутой оценки конечного результата включает диапазон его воздействия. Конечный результат тогда является эффективным, когда ценой небольших усилий достигается либо долгосрочный эффект, либо отсроченный, когда создаются заделы для будущей успешной деятельности организации и взаимодействия социальных групп.
Следующий параметр развернутой оценки конечного результата заключается во взвешивании его влияния на различные интересы: субъектов внешней среды (заказчики, потенциальные клиенты, деловые партнеры и др.) и внутренней среды (руководители подразделений, ведущие специалисты, рядовые работники и др.). Он оценивается с точки зрения того, чьи интересы задеты и как сильно, какие угрозы это таит, где они согласованы, как скоординированы интересы тех, от чьих действий зависит успех организации. Четвертый параметр оценки конечного результата проявляет себя в задействовании временных ресурсов: сколько времени занял (или отнял) управленческий цикл и какой из всего этого получился результат? Пятый параметр оценки конечного результата - это исполнительский потенциал. Могли быть даны индивидуальные задания, совместные и "командные", но при оценке результатов всегда возникают вопросы: что должны были сделать работники, но не доделали?, какие возможности использовали, а какие упустили?, что их оправдывает в случае ошибок, а что подлежит порицанию?, какие организационные методы использовались и насколько они оказались эффективны?
Шестой параметр заключается в анализе стимулирующего механизма. Работники всегда хотят ощущать прямую взаимосвязь между своей работой и ее оплатой. Они испытывают также большую потребность в уважении и признании. Седьмой параметр оценки конечного результата зависит уже от индивидуально-психологической совместимости руководителя с работниками.
Конечный результат является важным этапом в деятельности организации. В некоммерческих организациях, работающих с использованием системы менеджмента, он зачастую не может быть выражен в цифрах прибыли или убытка, поэтому требует осмысленного включения всего персонала организации в его аналитическую оценку. Итоговые оценки результатов деятельности помогают понять каждому его роль в общем деле развития организации.
В социальном менеджменте происходит сдвиг акцентов в оценке эффективности управления организацией или социальным процессом. Под эффективностью понимают соотношение результатов деятельности с затратами, произведенными для получения данного результата в ориентации на достижение стратегических целей управления. Экономическая эффективность деятельности, в том числе и управления, проявляется в достижении целей организации на основе экономичного расходования имеющихся в ограниченном количестве ресурсов и выражается в прибыльности, безубыточности. Социальная эффективность выражается в удовлетворении потребностей и интересов сотрудников организации и субъектов внешней для социальной группы среды, находящихся с ней в прямом взаимодействии. Общественная эффективность проявляется в удовлетворении потребностей и интересов различных социальных групп, косвенным образом влияющих или находящихся под влиянием деятельности оцениваемой социальной группы. Общественная эффективность выражается в адекватной реализации миссии (социально значимой цели) организации или процесса управления. При оценке деятельности коммерческих организаций на первое место по значимости выходит экономическая, за которой следуют социальная и общественная эффективность. В социальном менеджменте при оценке эффективности управления социальными процессами и отношениями наиболее значимой является оценка социальной и общественной эффективности.