4.1. Понятие социальных стандартов
Одним из основных способов управления и институционализации социальной сферы является ее нормативно-правовое регулирование. Система нормативно-правового регулирования социальной сферы представлена различными видами нормативно-правовых актов. Существенное место среди них занимают социальные стандарты. В отличие от развитых стран мира в России система стандартизации социальной сферы находится в процессе становления. Целью этого процесса является создание нового, более эффективного механизма нормативно-правового регулирования социальной сферы российского общества.
Процесс стандартизации социальной сферы базируется на определении “стандарта” и “стандартизации”, данном в Федеральном Законе РФ “О стандартизации”, где под стандартизацией понимается деятельность по установлению требований, обеспечивающих государственную защиту интересов граждан и государства посредством применения соответствующих нормативных документов. Данный закон устанавливает лишь общие правовые основы стандартизации в РФ, применимые ко всем сферам. Формирование же системы социальной стандартизации требует конкретизации этих принципов с учетом специфики социальной сферы и ее отраслей.
Основой формирования системы социальной стандартизации является концепция социальной стандартизации, которая включает в себя ряд исходных понятий:
Социальный стандарт - нормы, правила, характеристики, разработанные на основе согласия по существенным вопросам социальной политики между большинством заинтересованных сторон, принятые, утвержденные соответствующим органом. Социальные стандарты отражают уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения, поэтому по уровням могут дифференцироваться на минимальный, средний, рациональный.
Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры удовлетворения социальных потребностей населения, таких как обеспеченность населения учреждениями социально-культурной сферы, их услугами, обеспеченность работников этих учреждений ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.
Стандартизация социальных услуг - деятельность по установлению основных требований к объектам стандартизации, объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Объект стандартизации - услуга или другой аспект деятельности отраслей социальной сферы, подлежащий или подвергшийся стандартизации.
Социальные стандарты могут приниматься и действовать на разных уровнях: государственный социальный стандарт - утвержденный Правительством РФ и действующий на всей территории РФ; социальный стандарт субъекта РФ - утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и действующий в пределах данного субъекта РФ; муниципальный социальный стандарт - утвержденный органом местного самоуправления и действующий в пределах данного муниципального образования; стандарт отрасли социальной сферы - утвержденный соответствующим министерством или ведомством и действующий в пределах компетенции и сферы деятельности данной отрасли; социальный стандарт предприятия (учреждения) - утвержденный руководящими органами предприятия и действующий только в его пределах; межгосударственный социальный стандарт - принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации и сертификации; международный социальный стандарт - принятый международной организацией по стандартизации.
Арбитражи налоговые Обязательства, этапы проведения налоговых проверок. . сорочки больших размеров