Для авторитарного (или директивного, или диктаторского) стиля управления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности.
Основным методом воздействия является прямое администрирование, главными формами управления - приказ (лидер решает, как организовать выполнение задачи, приказывает персонально человеку, чтобы заставить его выполнить волю лидера), распоряжение, правила и инструкции, санкции за отклонения, вознаграждение за неукоснительное соблюдение правил и распоряжений.
Этот стиль базируется на так называемой теории "Х". Теория "Х" предполагает, что обыкновенный человек ленив, страдает отсутствием честолюбия, избегает ответственности и предпочитает быть ведомым (чтобы им руководили). Поэтому считается целесообразным такой стиль руководства, при котором необходимо строго следить за деятельностью подчиненных и исходя из ситуации награждать их или наказывать.
Руководитель авторитарного стиля ответственность берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя, такой руководитель характеризуется гипертрофированным самомнением. Он боится достаточно квалифицированных и думающих работников, старается от них избавиться. Характер отношений с подчиненными диктуется настроением. Руководитель-диктатор является приверженцем формальной жесткой дисциплины.
Одним из самых заметных составляющих элементов стиля управленческой деятельности является стиль повседневного общения с подчиненными. Для авторитарного стиля характерна монологическая стратегия общения или "закрытое" общение. Его специфика заключается в нежелании (либо неумении) выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Как правило, "закрытое" общение проявляется либо в виде "контакта масок", т.е. в формальном общении, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; либо в виде "примитивного общения", когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Другими словами, используется формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Как и при общении, руководитель авторитарного стиля допускает как императивную, так и манипулятивную форму взаимоотношений с подчиненными, направленную на извлечение собственной выгоды. С этой целью используются разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности сотрудника. Такое взаимодействие имеет субъект-объектный характер, где субъектом является руководитель, подчиненные - всегда только объект воздействия.
Объяснение поведения человека в организации можно осуществлять и при помощи трансактного анализа. Под трансактом подразумевается не только вербальное (словесное), но и невербальное общение, включающее жесты, взгляды, выражение лица и другие составляющие поведения. Основным элементом теории трансактного анализа является модель эго-состояний психики человека. Эго-состояния - это подсознательный двигатель поведения, сформировавшийся на основе наследственности и воспитания. В частности, трансактный анализ взаимодействия людей в организации выявил следующую закономерность: авторитарному, контролирующему стилю, ориентируемому только на себя (подчиненные - непослушные дети) соответствует эго-состояние "Контролирующий Родитель". Эго-состояние "Воспитывающий Родитель" (подчиненные - слабые дети, нуждаются в защите) также соответствует авторитарному стилю. Специалисты по психологии управления рекомендуют по возможности избегать сверхкритичного состояния "Контролирующий Родитель". Оно деструктивно и не способствует успешному взаимодействию.
Одним из показателей, по которому можно легко определить стиль управленческой деятельности, является преимущественные для данного руководителя стратегия и тактика решения конфликтных ситуаций. Традиционно различают два противостоящих друг другу способа (и процесса) завершения конфликтной ситуации: 1) ее урегулирование и 2) разрешение. Первый способ представляет собой результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному способу действий, выгодному другой стороне. Второй способ позволяет установить новые отношения равновесия, удовлетворяющие обе стороны.
Для авторитарного стиля управления характерным является первый способ завершения конфликтной ситуации, имеющий в своем арсенале метод "силы", а модель поведения либо "соревнование" ("конкуренция"), либо "коллаборационизм".
Метод "силы" связан со стремлением одной стороны навязать свое решение другой стороне. Зачастую более сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот метод применяется в следующих обстоятельствах:
Соответствует методу и перечень применяемых действий:
При применении этого метода следует иметь в виду, что проигравшая сторона, не имея возможностей решить собственные проблемы, может прибегнуть к различным формам скрытой и открытой конфликтности.
Этот метод эффективен в ситуациях, где администрация имеет значительную силу над работниками.
Такая модель поведения в конфликте, как "соревнование" ("конкуренция"), представляет собой стремление добиться удовлетворения своих интересов, отстоять свою позицию в ущерб другому.
Коллаборационизм - это форма пассивного сотрудничества. Возникает в тех случаях, когда налицо значительное превосходство одной стороны над другой. Обычно связан с готовностью одной или обеих сторон к уступкам. Характеризуется отсутствием заботы о достижении цели у одной из сторон и одновременно сильным стремлением к своим целям у другой стороны. Такое состояние не может быть длительным, поскольку слабая сторона лишена возможности решать свои задачи. Коллаборационизм - вынужденная форма взаимодействия сторон, которая не разрешает, а лишь замораживает конфликт.
За счет постоянного контроля авторитарный стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, возможно хорошее качество продукции) .
Однако в большинстве ситуаций недостатков у авторитарного стиля больше, чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат (интриги, подхалимаж, поиск "козлов отпущения") обусловливают повышенную психологически стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.
Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в экстремальных ситуациях (аварии и т.п.).
кожаные перчатки оптом, вечерние и на каждый день по выгодным ценам.