1.4. Инновационные системы управления персоналом.
Переход к инновационному управлению персоналом в настоящее время является общемировой тенденцией совершенствования процессов управления предприятием в условиях глубокой интеграции мирового рынка, высокотехнологичных производств, обострения конкурентной борьбы и повышения степени неопределенности внешней по отношению к предприятию среды.
Практически во всех успешно функционирующих организациях и на предприятиях, независимо от их форм собственности и сферы деятельности, факторы, связанные с повышением квалификационного и образовательного уровней, потенциальная способность и стремление широкого круга работников принимать самостоятельные решения интегрируются в мероприятия по использованию коллективных форм организации труда, гибких режимов работы.
Стремление к самореализации в творчестве учитывается в процессе технологических и организационных инноваций. Делегирование полномочий исполнителям предполагает активизацию их предпринимательских качеств, самостоятельности и инициативности.
Возможности использования социокультурного ресурса находят отражение в целенаправленном формировании корпоративной культуры.
Наиболее важными отличительными чертами инновационных систем УП при их внешней несхожести, вызванной учетом социокультурных традиций, являются следующие:
Как практика управления трудом на данном этапе развития этого феномена, управление персоналом (УП) может быть определено как постоянное целенаправленное воздействие на трудовые ресурсы в целях обеспечения взаимодействия работников и трудовых коллективов разных уровней между собой в трудовом процессе, активизацию их творческого и организаторского потенциала, интеграцию усилий всего персонала на достижение конечных целей предприятия (см.
: схема №1.2.). Схема 1.2. Эволюция направлений деятельности по управлению трудом с периода тейлоровских и неотейлоровских систем работы с кадрами к инновационным системам управления персоналомМожно выделить следующие группы целей управления персоналом как составной части управления предприятием:
Организация процессов взаимодействия предприятия с внешней средой в сфере труда и занятости (контакты с внешним рынком труда, профсоюзными и общественными движениями и организациями, создание привлекательного внешнего имиджа системы управления трудом предприятия и т.п.).