Содержание
Тема 13. Классификация, функции и тенденции развития лидерства
13.1. Типы лидерства
13.2. Функции лидера
13.3. Культ личности
13.4. Тенденции развития политического лидерства
Тема 13. Классификация, функции и тенденции развития лидерства
13.1. Типы лидерства
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее
общих является деление всех лидеров на обычных ("реальных")
и великих (как великих "героев", так и великих "злодеев").
Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории,
не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют
собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы,
влекущие большие социальные и политические перемены.
Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя
и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство
предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе
санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете
руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в
их привлечении к управлению.
Одна из "классических" типологий лидерства восходит к учению
М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами,
лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) -
их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных,
- это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических - наделенных,
по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной
способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные
качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его
харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким
Ир Сен, Фидель Кастро.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и
любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого
типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу
харизматического лидерства; Он оценивал лидера этого типа как важнейшего
движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку
харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать
массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные
периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство,
оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы.
В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность
в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется
традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место
реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа
лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного.
Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный
идеал, "мечта", способная увлечь массы. Яркими представителями
такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель
всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев
и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести
свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить "купить"
эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный
ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные
требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В
реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются
в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и
оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных,
мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
13.2. Функции лидера
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых
ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров
можно выделить их три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий
анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности,
служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных
лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций
лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе
и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать
пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры
не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно
способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач
обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства
бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка
и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный
патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в "хорошего царя",
"отца народов", "народного президента" и т.п. до сих
пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно
патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими
традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно,
эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти.
В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов
и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для
преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания,
патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями
и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности
непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии,
мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой
группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер
призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять
в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение
этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так,
например, достаточно успешно справился с задачей преодоления "вьетнамского
синдрома", национального пессимизма и апатии, распространившихся
в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент
Рональд Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных
и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего
оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах,
он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые
наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или
меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская
власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия
гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами
земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
13.3. Культ личности
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического
лидера в истории - культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание
и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных
и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в
странах демократических, например во Франции во времена президентства
Шарля де Голля.
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти.
По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в
частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные
комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных
государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии
на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.
"Отцы" такой "единственно верной идеологии" наделяются
качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются
патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят
из веры в "хорошего царя" или руководителя, из принятия жесткой
иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной
причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной,
экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная
личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности,
сколько от благосклонности начальства.
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена.
Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других
социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в
массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической
обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя,
страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого
отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах
мира, особенно в странах Востока.
13.4. Тенденции развития политического лидерства
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят
прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут
коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве,
тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем
прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще
плохо совместима с политическим, лидерством, предполагающим руководство
одного лица.
В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия
осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам
народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо
проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные,
преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции
- институциализация и профессионализация лидерства.
Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что
процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность
политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов
- норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной,
исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими
законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются
собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией
и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности
маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического
контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных
индустриально развитых государствах практически не появляются .-политики,
которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например,
Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные
лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных
задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация.
Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе "Политика как призвание
и профессия" отмечал растущее "превращение политики в "предприятие",
которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных
современной партийной системой"10. В нынешних условиях усложнения
общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями,
группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями
политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба
за власть, а "преобразование общественных ожиданий и проблем в политические
решения".
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций,
предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание
необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов
о парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями
и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня
эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной
квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии
врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником
дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство
из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены
правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических
должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других
учреждениях.
В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической
деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском
или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах.
Такие меры в сочетании с развитием политического участия граждан и укреплением
контроля за власть имущими способствуют повышению эффективности политического
лидерства, его подчинению интересам всего общества.
Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют
свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным
воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
|